Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Осеева «Хорошее»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В. Осеевой; развивать память, речь, мышление; воспитывать честность и ответственность за свои поступки, доброе отношение к людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Оборудование: портрет и выставка книг В. Осеевой; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

— Научитесь читать скороговорку.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

Ф. Бобылев

— Какие слова непонятны в тексте скороговорки?

— О чем эта скороговорка?

Сегодня мы продолжим разговор о взаимоотношениях людей, прочитаем еще один рассказ В. Осеевой и узнаем о жизни этой писательницы.

III. Проверка домашнего задания

Рассказы детей о своей семье.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— На с. 93—94 очередной рассказ В. Осеевой. Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем этот рассказ.

2. Первичное чтение (Рассказ читает учитель.)

— Каковы ваши впечатления?

V. Физкультминутка

Ветер сильно вдруг подул,

(Руки вверх — наклоны.)

Листья с дерева смахнул.

(Руки вперед — слева направо.)

Закружились листья все,

(Дети кружатся.)

Прилетели все к земле.

(Присели.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение и обсуждение рассказа

(Рассказ читают учащиеся.)

— Какое желание однажды утром появилось у Юры?

— О чем он мечтал? Выберите подходящие строки и прочитайте их выразительно.

— Почему мальчик не осуществил своей мечты?

— Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

— Объясните смысл названия рассказа.

— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова от автора.

— Обсудите в парах смысл пословиц. Составьте диалог на тему одной из них.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Добрый человек добру и учит.

2. Рассказ учителя о В. Осеевой

— Какие рассказы В. Осеевой мы читали?

— Пришло время узнать о ее жизни.

Материал для учителя

Валентина Александровна Осеева (1902-1969) — детская писательница. Родилась в Киеве. Отец работал инспектором на элеваторе, мать — корректором в газете.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н.В. Лысенко в Киеве.  Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

В 21 год В. Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей Она отдала 16 лет этому делу, работая воспитательницей в детских учреждениях для беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге В. Осеева сочиняла для ребят сказки, писала пьесы и сама ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. В. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», увлекательные истории которого повествуют о человеческих отношениях. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам особенно запомнилось?

— Какие хорошие поступки вы совершаете?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу, подготовить комментарии к нему (можно к рассказам не из учебника).

Автор: Кутявина С. В.