Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Зима

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Люблю природу русскую. Зима

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с разделом, учить их прогнозированию; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки.

Оборудование: сборники стихов русских поэтов; фотоматериалы и репродукции картин с зимним пейзажем; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы,

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пестрой буквиной синица.

Она звенит, как маленький звонок,

Как будто первый начался урок…

А. Горбунова

— Как вы понимаете выражение «открыт букварь зимы»?

— Как вы поняли строчку «вспорхнула пестрой буквиной синица»?

— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте плавно, певуче.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Каковы признаки зимы?

— Вспомните: как назывался раздел об осени?

— Как, по-вашему, может называться раздел о зиме?

— Чем различаются эти времена года?

— Чем вам нравится зима? (Ответы детей.)

— У писателей, поэтов прежних веков и нашего времени многие произведения о зиме наполнены приятным удивлением, восхищением, радостью, весельем. Радует первый снег. Приятно, когда снег искрится на солнце. Все вокруг становится каким? (Все становится белым, красивым.)

— Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этом разделе?

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Прочитайте об этом в учебнике на с. 187. Сравните со своими ответами.

IV. Работа по теме урока

— Составьте небольшой рассказ о зиме. (Дается несколько минут на сочинение.)

— Слушаем рассказы. Смотрим иллюстрации с зимними пейзажами.

V. Физкультминутка

(Дети кружатся, делают плавные движения руками.)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок —

Получается снежок.

Мы деревья побелили —

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение авторского текста

— Прочитайте авторский текст самостоятельно (с. 188).

— Прочитаем текст вслух.

— А теперь — выборочно. Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится, как нравится зима первому собеседнику.

— Что он вспоминает летом, закрывая глаза?

— Что захотелось другому собеседнику?

— Что в тексте сказано о стихах?

— Что нужно для того, чтобы быть поэтом?

2. Зимняя викторина

1. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы… (санки).

 

2. Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик,

Лужи застеклил. (Мороз.)

 

3. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

 

4. Красавица какая —

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (Елка.)

• Что делает еж зимой? (Спит.)

• Кто был летом рыжий, а зимой — серый? (Белка.)

• Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

• Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница.)

• Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

• Кто был серый, а стал белый? (Заяц.)

• Разрешена ли охота зимой на зверей? (Да.)

• Кто круглый год серый? (Волк.)

• Как называются атмосферные осадки в виде больших хлопьев? (Снег.)

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Что особенно вам запомнилось на уроке?

— Что должно быть в стихах?

— Что нужно для написания стихов?

Домашнее задание

Приготовить народные приметы на зимнюю тему.

Автор: Кутявина С. В.