Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; развивать внимание, мышление, память; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
Оборудование: портрет С. Маршака, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Чтение отрывка из сказки наизусть.
2. Рассматривание обложек книги «Федорино горе».
III. Речевая разминка. Постановка целей урока
Прочитайте стихотворение с разной скоростью: медленно, с ускорением, с замедлением — и выразительно.
Белые медведи
У нас просторный водоем,
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
— Если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете имя автора этого стихотворения.
1. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на… (ремне).
2. Не было в доме мышей,
А было много… (карандашей).
3. Эй, не стойте слишком близко –
Я… (тигренок), а не киска!
4. Правда, дети, я хорош:
На большой… (мешок) похож?
5. Мой веселый
звонкий мяч.
Ты куда… (помчался)
вскачь?
6. Вместо шапки на ходу
Он надел… (сковороду).
— Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак — автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.
Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его произведения и прочитаем новое.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение текста
— Откройте учебник на с. 24. Прочитайте текст. (Дети читают.)
— Для кого писал С. Маршак?
— Как автор называет стихи С. Маршака?
— Что это значит: стихи — настоящие?
2. Рассказ учителя о С. Маршаке
Материал для учителя
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) — русский поэт, драматург, переводчик.
Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолевать болезни, горе, потери.
Человек «огнедышащего» характера, Маршак родился в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одаренных предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, якобы в XVII в. Гораздо ближе была бабушка, которая любила говорить в рифму. Родители же занимались делами очень прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, где было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали: отец без конца искал работу.
В край далекий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У нее одна скамья.
Наконец обосновались в маленьком Острогожске. Можно сказать, что как поэт Маршак родился недалеко от этих мест. А было поэту четыре года. Хотя кто в четыре года не поэт и не счастлив?.. Но вот переводчик Маршак родился точно в Острогожске. Одиннадцатилетний гимназист, он по заданию учителя перевел оду Горация.
Судя по воспоминаниям, в детстве Самуил все время что-то сочинял- игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»- необыкновенные истории с фантастическими концами.
3. Работа с иллюстрациями
— Рассмотрите иллюстрации на с. 25.
— Героев какого произведения С. Маршака изобразил художник?
— Кто лишний?
— Какие книги этого писателя вы читали?
— Какое произведение поэта вам больше всего нравится?
V. Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно тихо мы все встали,
Ручками похлопали — раз, два, три,
Ножками потопали — раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Учитель читает стихотворение «Кот и лодыри» на с. 26—28.)
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Прочитайте его сами, определите главную мысль.
— Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота?
— Выполните задания 3 и 4 на с. 29. (Дети выполняют задания.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?
— Какое произведение мы читали?
— Чему учит нас автор?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение любого стихотворения с- Маршака (можно выучить).
Автор: Кутявина С. В.