Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Носов «Затейники»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Оборудование: портрет Н. Носова, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Дождик-длинноножка

Туча по небу плыла,

Дождик за руку вела.

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошках.

Дождик всюду походил,

Дождик всюду наследил,

В теплых лужах потоптался,

Наигрался и умчался.

Не его ли там калошки

Мокнут в луже на дорожке?

Г. Лагздынь

— Прочитайте с удивлением (еще: с раздражением, восхищением, весело).

— Прочитайте с ускорением, замедлением.

— Прочитайте быстро, еще быстрее, теперь — конкурс на самого быстрого чтеца скороговорок.

IV. Постановка целей урока

— Какие олицетворения встретились в скороговорке?

— Как автор говорит о дождике, что он сделал?

— Конечно, вы любите играть. А в какие игры вы чаще всего играете?

— Прочитайте, что здесь зашифровано.

 

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

3

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

X

Н

У

П

Ц

К

4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1.

(Учитель выставляет карточки или магнитные буквы.)

— У нас получилось слово «Затейники». Как вы его понимаете?

— Что такое затея?

Затея — 1. Задуманное дело, замысел. 2. Занятие для развлечения, забава.

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?

— Мы познакомимся с жизнью и творчеством Н. Носова. Прочитаем его рассказ. Он назвал этот рассказ словом, которое вы расшифровали. Что это за слово? (Затейники.)

— Автор употребил это слово в отношении мальчиков, героев рассказа. Чем же, по-вашему, эти мальчики занимались? (Предположения детей.)

— Мы вскоре проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

V. Работа по теме урока

1. Статья о Н. Носове

— Знакомы ли вам какие-либо произведения Н. Носова?

— Прочитайте авторский текст в учебнике на с. 48. И тогда даже те, кто ответил «нет», сразу скажут «да».

— Задайте вопросы по тексту.

2. Рассказ учителя о Н. Носове

Материал для учителя

Николай Николаевич Носов (1908—1976) — русский писатель, драматург. Он родился в Киеве. Писал в то же время, что и К. Чуковский А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ — «Затейники» — был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Федина задача», «Замазка», «Веселая семейка» и др.). В 1954 г вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», п ом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.

Чернорабочий — 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации (обычно физически тяжелую или грязную). 2. (перен. разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую- либо обыденную, будничную работу. Косарь — тог, кто косит траву, злаки.

3. Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 49. Узнали вы героев произведения?

— Что вы о них можете рассказать?

VI. Физкультминутка

Танец «Буги-вуги»

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге

И в ладоши хлопаем вот так.

(Затем все повторяется для другой руки.)

VII. Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает рассказ «Затейники» на с. 50—53.)

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Как называли себя дети? В какую игру они играли? Кого изображали?

— Прочитайте, как дети организовали игру.

— Почему игра прервалась? Прочитайте этот отрывок в лицах.

— Что вы можете сказать о ребятах? Что вы им посоветуете?

— Выполните задания 5 и 6 на с. 53.

VIII.  Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

IХ. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали и обсуждали?

— Кто автор произведения?

Домашнее задание

Придумать рассказ «Как я пришивал заплатку» или «Самая страшная игра».

Автор: Кутявина С. В.