Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворения; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, развивать умение делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение).
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- ил и видеозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение отрывка наизусть.
III. Речевая разминка
— Научитесь читать стихотворение скороговоркой. Попробуйте выучить его за одну минуту.
Белые шапки
На белых березах.
Белый зайчишка
На белом снегу.
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому лесу
На лыжах бегу.
— Как бы вы озаглавили его? (Например, «Зима».)
IV. Постановка целей урока
— Кто из вас любит это время года?
— А чем оно вам нравится?
Конечно, вам нравятся зимние развлечения: катание на санках, коньках, игры в снежки, в хоккей и т. п. Но зима еще и очень красива. И это время года многих художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество.
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.С. Пушкина, прочитаем два отрывка, посвященных зиме, из романа «Евгений Онегин».
V. Работа по теме урока
Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…»
(Учитель читает стихотворение. Можно на фоне музыки.)
— Какие чувства вы испытали при чтении этих строк? (Высказывания детей.)
— Какие слова или выражения были непонятны?
Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
— Какие чудеса творит волшебница-зима?
— Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? (Картина реальная, а образы сказочные. Север и зима совершают действия, как люди.)
— Как в литературе называется такой прием? (Олицетворение, оживление персонажа).
— Почему поэт использовал выражение «блеснул мороз»? Сравните его с сочетаниями «ударил мороз», «блеснула молния».
— Каким выражением можно заменить строчку из стихотворения «Брега с недвижною рекою…»? (Река, покрытая льдом, застывшая река.)
— А как интересней?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Хором.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Ученик 1
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Хором.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Ученик. Мы деревья побелили –
Ученик 3. Крыши пухом замели.
Хором.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли
VII. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
— Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
— Выполним словарную работу.
Кибитка — 1. Крытый экипаж, повозка. 2. У кочевых народов: переносное жилище.
Сидит на облучке — на сиденье для кучера.
Тулуп — долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.
Кушак — пояс, обычно широкий, матерчатый.
— Как воспринимает зиму поэт? Прочитайте строки, которые подтверждают ваше мнение.
— Как вы поняли выражение «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»? (Наступила зима. Крестьянин на санях едет по зимней дороге, радуясь этому.)
— А выражение «Себя в коня преобразив…»? (Мальчик, играет роль коня, везя на салазках Жучку.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— Что у вас получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Стихи какого поэта вы изучали на уроке?
— С каким литературным приемом познакомились? (С приемом олицетворения.)
— Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул, завыл; зима идет, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла. )
Домашнее задание
Выучить любое из двух стихотворений.
Автор: Кутявина С. В.