Конспект урока литературного чтения для 1 класса. Жили-были буквы. Г. Юдин «Почему «А» первая». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок
Цели: познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему «А» первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.
Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите!
А из тучи — гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте его с ускорением.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Проверка домашнего задания
— Названия каких сказок вы определили?
— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).
ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)
— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)
(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.
V. Работа по теме урока
— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. (Р.)
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. (Ж.)
С этой буквой — добрым другом —
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. (Д.)
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву… (У).
Буква эта знаменита —
Стоит в начале алфавита. (А)
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. (Б.)
— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.
(Все буквы написаны на карточках.)
— Какое получилось слово? (Дружба.)
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?
Всем известно: буква Я
В азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!
(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)
Рассказчик.
Ну так слушайте рассказ:
Жили в азбуке у нас
Буквы, жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала.
Взбунтовалась буква Я.
Буква Я.
Я — сказала буква Я, —
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,
От обиды покраснев.
Буква С. Срам! — сердито Эс сказало.
Буква В.
В кричит:
— Воображала!
Буква П.
Проворчало П:
— Попробуй потолкуй
С такой особой!
Буква Я.
Я затопала ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
— Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Рассказчик.
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела —
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я!».
Буква Х
Как зальётся буква Х:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква О
О от смеха покатилось!
Буква А
А за голову схватилось!
Буква Б.
Б схватилось за живот …
Рассказчик.
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет.
Буква Я.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.
Буквы (хором).
Что ж, — решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
Б. Заходер
— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?
— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.
— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?
(Ученики прогнозируют содержание сказки.)
— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.
— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».
— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?
— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?
— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».
— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.
— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?
VI. Физкультминутка
— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.
— Встаньте, пожалуйста!
— Поднимите руки!
— Будьте добры, похлопайте!
— Потопайте!
— Пожалуйста, попрыгайте!
— Тихонько сядьте!
— Тихо сядьте, пожалуйста!
— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.
VII. Продолжение работы по теме урока
Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.
— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.
(Ученики вспоминают содержание сказки.)
— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.
— Сравните начало обеих сказок.
— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)
— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?
— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)
— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)
— Кто ее автор?
(Учитель на доске заполняет таблицу.)
Сказка | |
Народная | Авторская |
Автор | |
Народ | Конкретное лицо (например, С. Маршак) |
Форма | |
Первоначально создается в устной форме | Создается в письменной форме |
Варианты | |
Существует в нескольких вариантах | Внесение изменений в содержание не допускается |
Время создания | |
Определить невозможно | Известно |
Жанры | |
Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных | Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической |
— Представьте, как развивались дальше события сказки. Если вам интересно прочитать это произведение полностью, найдите его в библиотеке.
Материал для учителя
Курочка Ряба и десять утят
(продолжение)
На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят —
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!
Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает Курочка Ряба!
Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит:
— Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята —
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела.
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка —
Вдогонку
За ней —
Через ямы, бугры и ухабы…
Ну и храбрая Курочка Ряба!
С. Маршак
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?
Домашнее задание
Читать выразительно тексты в учебнике на с. 60—61.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна