Урок литературного чтения в 1 классе. Контроль и проверка результатов обучения

Поделиться:

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это — гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

В. Лунин

— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Какой звук повторяется в стихотворении, которое вы только что прочитали? (Звук [ш].)

— Какая буква обозначает этот звук на письме?

— Дайте характеристику звука [ш]? (Согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.)

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать громко, выразительно, целыми словами. А еще проверим наши знания по содержанию раздела, который мы изучаем.

IV. Работа по теме урока

— Послушайте сказку и запомните слова со звуком [р], которые встретятся в ней.

Рыжий город

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он и ахнул.

В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.

Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?»

«Меня все рыжим дразнят», — хмуро ответил мальчик.

«Какой глупенький, — засмеялась девочка. — А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»

«Ну рыжего», — робко сказал мальчик.

«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!»

И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…

— Какие слова со звуком [р] вы запомнили?

— Было ли так, что вас дразнили?

— Можно ли смеяться над другими людьми?

— Вспомните колыбельные песенки, которые пела вам мама или те, что вы читали в азбуке.

(Дети вспоминают и читают наизусть.)

— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте песенку Аполлона Майкова, продолжите ее.

(Ученики читают, пробуют сочинить продолжение.)

Материал для учителя

Колыбельная

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось за горой;

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых, —

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

А. Майков

V. Физкультминутка

Простокваша

Простокваши дали Клаше,

Недовольна Клаша:

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

 

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

— Не хочу я просто каши.

Так — без простокваши.

 

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела, встала…

Спасибо! — сказала.

Е. Благинина

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте загадки в задании 2 на с. 50, отгадайте их и подумайте, в каких загадках сравнивают предметы, а в каких дано их описание.

Я, как песчинка, мал, а землю покрываю;

Я из воды, а с неба прилетаю;

Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу

При солнечных лучах. (Снег.)

Белые хоромы, красные подковы. (Зубы и десны.)

Он, словно кусточек, каждый день роняет листочек. (Календарь.)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

— Посоревнуйтесь с друзьями: кто больше вспомнит загадок каждого вида — загадки-сравнения, загадки-описания, загадки — описания признаков предмета.

— Отгадайте загадки.

Я — лошадь твоя и карета.

Глаза мои — два огня.

Сердце, бензином согрето,

Стучит в груди у меня.

Я жду терпеливо и молча

На улице, у ворот,

И снова мой голос волчий

Пугает в пути народ. (Автомобиль.)

 

Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять,

На миг заглянет в коридор

И в комнату опять. (Дверь.)

— Какие слова в загадках помогли вам разгадать их?

(Дети называют слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)

— Сравните песенки разных народов, которые вы прочитали на с. 31 —34. Есть ли среди них похожие?

— Подумайте и скажите, какие песенки можно объединить в группы: «Дождик», «Солнце».

— Какая книжка английского фольклора известна во всем мире? («Рифмы Матушки Гусыни».)

— Прочитайте понравившиеся произведения из нее.

VII. Рефлексия

— Скажите, что вам сегодня удавалось легко, хорошо.

— В чем вы испытывали затруднения?

— Осталось ли что-нибудь непонятно?

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке, чему учились?

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Принести на урок сказки, которые вы очень любите.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна