Конспект урока литературного чтения для 1 класса. И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя»
Цели: познакомить с произведением И. Гамазковой «Живая азбука», с татарскими народными сказками «Три дочери» и «Два лентяя»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения, сравнивать сказки разных народов.
Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте выразительно стихотворение Е. Благининой (с. 75).
— Прочитайте вопросы-шутки. Смогли ли вы на них ответить? (Дети объясняют выражения, отвечают на вопросы.)
• Помогу, помогу, а пришло время — не могу.
• Какая птица из сорока букв? (Сорока.)
• От чего гусь плавает? (От берега.)
• Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из «Азбуки-сказки», которую написала Ирина Турина.
Буква А жила в Арбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней Абрикос,
Сладкий Ананас принес.
Мимо Аист пролетал,
Букву А он увидал
И решил себе забрать.
Абрикос давай кричать:
— А-а-а, украли, помогите,
Букву А в Букварь верните!
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с замедлением.
— Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой вы представляете букву А?
— В каком домике могут жить другие буквы? Пофантазируйте.
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Жили-были».
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 77. Прочитайте, кто автор произведения, с которым нам предстоит сейчас познакомиться. (И. Гамазкова.)
— Что вы знаете о ней?
Материал для учителя
Инна Липовна Гамазкова (p. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 1990-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в детском журнале «Жили-были».
— Прочитайте название стихотворение самостоятельно. Вставьте пропущенные слова. Если затрудняетесь, поработайте в парах.
— Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства вы испытывали во время чтения?
— Что помогло нам найти правильный ответ?
— Перечитайте стихотворение. Найдите в нем созвучные окончания.
— Прочитайте еще раз название стихотворения. Почему автор назвал азбуку живой?
— Знаете ли вы сказки? Проверим. Узнать их вам поможет лабиринт в учебнике на с. 79. Назовите сказки на каждой дорожке.
— Доскажите слова и узнаете, о каких сказках идет речь в стихах и загадках авторов Владимира Степанова, Ирины Батый.
Из муки он был печен.
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он… (катился).
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню… (пел),
Съесть хотел его зайчишка.
Серый волк и бурый… (мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую… (лису),
От нее уйти не смог.
Что за сказка? … («Колобок»).
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее… (Снегурка).
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под… (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зеленая… (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий… (зайчик).
Дзинь-ля-ля — поет синичка!
Это сказка… («Рукавичка»),
Маша в коробе сидит,
Далеко она… (глядит).
Кто несет ее? — ответь, —
Быстрыми шагами?
А несет ее… (медведь)
Вместе с… (пирогами).
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша… (отдохнуть).
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге… (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка —
Это… («Маша и медведь»).
— Прочитайте название сказки в учебнике на с. 83. Какие ассоциации у вас возникли? О чем вы подумали?
— Чья эта сказка? (Татарского народа.)
— Прочитаем ее и узнаем, о чем в ней говорится. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)
— Куда пошли лентяи?
— Что они увидели?
— Прочитайте те строчки, в которых говорится о том, как они хотели поесть яблок. (Выборочное чтение.)
— Почему же ребята остались голодными?
— Понравились вам ребята? Почему?
— Можете ли вы вспомнить другие сказки, в которых осуждается лень?
— Послушайте русскую народную сказку «Лень да Отеть». Сравните ее с той, которую только что прочитали.
Лень да Отеть
Жили-были Лень да Отеть.
Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень — она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит — спать повалит. Отеть Лени ленивее была.
День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало. Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят. Лень и говорит:
— Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела. Отеть говорит:
— Лень, как тебе говорить-то не лень?
Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко. Отеть говорит:
— Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?
Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорелась яблоня большим огнем. Жарко стало. Лень и говорит:
— Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.
Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась.
Отеть говорит:
— Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?
Так Отеть голодом да огнем себя извела.
Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать Уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.
А как лень изживем — счастливо заживем.
(В пересказе С. Писахова)
Вот такая сказка. Но начнет иной человек ее читать и задумается: «Что такое лень — это я знаю. Даже, пожалуй, слишком хорошо знаю. А вот отеть — такое слово впервые слышу».
Вопрос, верно? А между тем старые люди помнят еще времена, когда слово это жило в народе. И обозначало именно высшую степень лени. Самый отчаянный лентяй так и назывался — отетник.
Про него говорили: «Экая отеть шатается, дармоед этакой!»
Или о себе: «Такая отеть берет, что прямо не глядел бы на работу».
Теперь мы знаем, что такое и лень, и отеть. Но мы и знаем также, что обе они сидят внутри нас и от нас самих зависит, продолжать лениться дальше или перебороть себя и начать что-то делать.
А как представить себе, что Лень с Отетью лежат под яблоней, раскрыв рты, и ждут, когда им сверху упадет спелое, вкусное яблочко? Как они должны выглядеть? На кого походить? И, может быть, они действительно существуют в жизни?
Конечно же нет. И лень, и отеть надо человеку искать в себе. В сказке они живут как образы; ведь только подумаешь об этих неряшливых, опустившихся созданиях, и сразу пробуждается отвращение к ним.
VI. Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
VII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 80. Подумайте и скажите, о чем может быть эта сказка. Какое отношение к ней могут иметь белка, пчелка, черепаха и паук? (Ответы детей.)
— Прочитаем сказку «Три дочери».
(Читают хорошо читающие ученики или учитель).
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
— Какая из сестер проявила равнодушие, сочувствие, неуважение к матери, внимание, доброту, заботу только о себе, любовь?
— Подтвердите свой ответ словами сказки.
— Как была вознаграждена третья дочь за свое отзывчивое сердце? Прочитайте.
— Ребята, а как вы заботитесь о своей маме? Чем вы ей помогаете? (Высказывания детей.)
— А как вы относитесь к своей бабушке? (Высказывания детей.)
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы прочитали на уроке?
— Назовите их авторов.
Верно, у сказки нет автора, так как она народная. А что вы знаете об этом народе, его обычаях?
— Кто из вас знает столицу Татарстана?
Материал для учителя
Столица Республики Татарстан — город Казань. Республика граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртской Республикой, Чувашией.
Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно- Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.
Территория Татарстана представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. Более 16% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.
Домашнее задание
Читать сказки разных народов.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна