Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Л. Каминского.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, находить необходимую информацию в книге, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет Л. Каминского, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Что отражает авторский заголовок «Не надо врать»?
— Какие заголовки вы придумали? Что они отражают: содержание произведения, основную мысль, характер героев произведения? Какой заголовок более точно соответствует данному произведению? Докажите.
— Какие фрагменты текста вы проиллюстрировали? Почему именно их выбрали? Сделайте подпись к иллюстрации.
— Какие пословицы вы записали? Прочитайте их. Что их объединяет? Чем они различны?
— Какие пословицы отражают основную мысль текста? Подтвердите текстом произведения.
(Затем учащиеся проводят презентации книг.)
III. Работа по теме урока
— Ребята, прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать. («Сочинение».)
— Предположите, о чем он.
Есть ли у вас в семье обязанности? Расскажите, как вы помогаете дома маме.
— Что вы знаете о писателе Л. Каминском? Читали ли вы его произведения?
Писать и рисовать для детей Леонид Каминский начал, когда e него появилась дочка Маша. Он сочинял для нее сказки и рисовал к ним картинки. Потом стал записывать ее смешные высказывания. Из этих записей получились рассказы, которые были напечатаны в детских журналах. Рассказы про Машу вы найдете в его книжках. Я думаю, что любая книжка Леонида Каминского, которую вы возьмете в руки, вам понравится. Его книжки можно читать всей семьей: они будут интересны и малышам, и школьникам, и папам, и мамам (про них там тоже кое-что есть). Перечитывая его произведения, вы будете смеяться, смеяться и смеяться!
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
С. 26-28
(Чтение рассказа учащимися.)
— Какие чувства вызывает у вас героиня рассказа? Нравится ли она вам? Почему?
— Какой это рассказ: серьезный, развлекательный, смешной, шутливый?
— Можете ли вы определить, как писатель относится к своей героине?
— Ответьте на вопрос 3 на с. 28.
— Как Лена объяснила слово сочинение? Есть ли разница в названии тем: «Как я помогаю маме» и «Как надо помогать маме»?
— О чем Лену заставила задуматься предложенная тема сочинения? Чем девочка оправдывала себя? Найдите это предложение. («И когда помогать, если на дом столько задают!»)
— А сейчас представьте себя на месте Лены, прочитайте рассказ так, чтобы было понятно, какие чувства вы испытываете.
(Дети читают текст выразительно.)
№ 7 (с. 29)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Составьте синквейн о Лене. (Лена. Неопрятная, ленивая. Раскидывает, сочиняет, сердится. Она не помогает дома маме. Девочка.)
— На какие раздумья навел вас этот рассказ писателя?
Домашнее задание
Читать рассказы писателей, с творчеством которых познакомились на уроках.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна