Урок литературного чтения в 3 классе. Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Л. Каминского.

Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, находить необходимую информацию в книге, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет Л. Каминского, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Что отражает авторский заголовок «Не надо врать»?

— Какие заголовки вы придумали? Что они отражают: содержание произведения, основную мысль, характер героев произведения? Какой заголовок более точно соответствует данному произведению? Докажите.

— Какие фрагменты текста вы проиллюстрировали? Почему именно их выбрали? Сделайте подпись к иллюстрации.

— Какие пословицы вы записали? Прочитайте их. Что их объединяет? Чем они различны?

— Какие пословицы отражают основную мысль текста? Подтвердите текстом произведения.

(Затем учащиеся проводят презентации книг.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня изучать. («Сочинение».)

— Предположите, о чем он.

Есть ли у вас в семье обязанности? Расскажите, как вы помогаете дома маме.

— Что вы знаете о писателе Л. Каминском? Читали ли вы его произведения?

Писать и рисовать для детей Леонид Каминский начал, когда e него появилась дочка Маша. Он сочинял для нее сказки и рисовал к ним картинки. Потом стал записывать ее смешные высказывания. Из этих записей получились рассказы, которые были напечатаны в детских журналах. Рассказы про Машу вы найдете в его книжках. Я думаю, что любая книжка Леонида Каминского, которую вы возьмете в руки, вам понравится. Его книжки можно читать всей семьей: они будут интересны и малышам, и школьникам, и папам, и мамам (про них там тоже кое-что есть). Перечитывая его произведения, вы будете смеяться, смеяться и смеяться!

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

С. 26-28

(Чтение рассказа учащимися.)

— Какие чувства вызывает у вас героиня рассказа? Нравится ли она вам? Почему?

— Какой это рассказ: серьезный, развлекательный, смешной, шутливый?

— Можете ли вы определить, как писатель относится к своей героине?

— Ответьте на вопрос 3 на с. 28.

— Как Лена объяснила слово сочинение? Есть ли разница в названии тем: «Как я помогаю маме» и «Как надо помогать маме»?

— О чем Лену заставила задуматься предложенная тема сочинения? Чем девочка оправдывала себя? Найдите это предложение. («И когда помогать, если на дом столько задают!»)

— А сейчас представьте себя на месте Лены, прочитайте рассказ так, чтобы было понятно, какие чувства вы испытываете.

(Дети читают текст выразительно.)

№ 7 (с. 29)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Составьте синквейн о Лене. (Лена. Неопрятная, ленивая. Раскидывает, сочиняет, сердится. Она не помогает дома маме. Девочка.)

— На какие раздумья навел вас этот рассказ писателя?

Домашнее задание

Читать рассказы писателей, с творчеством которых познакомились на уроках.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна