Урок литературного чтения в 3 классе. Наставления детям Владимира Мономаха

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «Введение в содержание раздела «Книги – мои друзья». Наставления детям Владимира Мономаха», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с первым разделом учебника, учить прогнозированию содержания раздела; напомнить правила обращения с книгами; развивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование связной речи, навыков составления рассказа по картине, выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: уметь быстро ориентироваться в книге; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, отвечать на вопросы учебника и обсуждать в паре ответы, не конфликтуя, делить полномочия в группе при планировании проекта «О чем может рассказать школьная библиотека»; личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, осознавать пользу книг и чтения для себя, для личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбор книг по своему интересу.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка любимых учениками книг, карточки со стихотворениями и загадками, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

Вы уже третьеклассники. На столах у вас новые учебники. С ними вы знакомились на прошлом уроке.

— Вспомните: что нужно для того, чтобы книги остались в таком же хорошем состоянии, как сейчас? (Сними нужно бережно обращаться, обязательно обернуть, пользоваться закладкой, листать аккуратно, не загибать листы, не писать и не рисовать на страницах книг.)

— А для чего нужно их беречь? (Чтобы другие ребята могли ими воспользоваться.)

Молодцы! Вы знаете правила, и я уверена, что будете выполнять их, пользуясь и другими книгами.

— Попробуйте прочитать, что записано на доске.

(На доске запись.)

ЯЬЗУРД ИОМ-ИГИНК

— Как надо читать? (Справа налево.)

Правильно, получилось: «КНИГИ — МОИ ДРУЗЬЯ».

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе? Почему он так назван?

2. Работа по учебнику

С. 4—5

— Рассмотрите материал по теме урока. Что будет важным на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о книге и узнаем, какую роль она играет в жизни человека.

— Попробуйте составить план изучения темы.

(Ученики предлагают пункты плана, а учитель фиксирует их на доске.)

III. Работа по теме урока

— Прочитайте, о чем беседуют Аня и Ваня.

(Хорошо читающие ученики читают диалог на с. 4 учебника.)

— Как нам была представлена информация? (В виде диалога.)

— Что такое диалог?

— Кто с кем вступает в диалог? Обратите внимание на иллюстрацию.

— О чем она нам рассказывает? Какую мысль хотят до нас донести?

— Прочитайте на с. 5, что говорит профессор Самоваров.

— Что писал великий князь Древней Руси Ярослав Мудрый?

Ярослав Мудрый очень любил книги. Он открывал школы, обучал детей грамоте. При нем создавались монастыри, в которых писались первые книги. Во времена Ярослава Мудрого много книг переводилось на русский язык.

— Прочитаем текст еще раз, выразительно.

— Какой совет дает Ярослав Мудрый в своем наставлении? Прочитайте.

— Почему высказывание Ярослава Мудрого можно назвать наставлением? Каким другим, близким по смыслу словом (синонимом) можно его заменить? (Наставление — наказ, поучение.)

(Работа по вопросам и заданиям рубрики «Вспомните» нас. 5 учебника.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа с текстом наставлений детям Владимира Мономаха

Владимир Мономах — великий князь Древней Руси, внук Ярослава Мудрого. Отличался отчаянной храбростью. Является автором известной книги «Поучения».

— Прочитайте на с. 5 учебника текст «Знаете ли вы…».

— Давайте обсудим наставления. Актуальны ли они сейчас?

— Запишите понравившиеся мысли в «Творческую тетрадь».

— Познакомьте нас со своими любимыми книгами. Расскажите о наиболее понравившихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать.

VI. Рефлексия

— Что вы поняли на уроке?

— Что осталось непонятным? Почему?

— Что бы вам хотелось узнать на следующих уроках?

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие правила пользования книгой вы повторили?

— Почему книга важна в жизни людей?

— Какие книги бывают? (Старинные, рукописные; современные, печатные.)

Домашнее задание

Найти в справочных изданиях материал об Иване Федорове и подготовить сообщение. Разгадать головоломки в «Творческой тетради».

Автор: Кутявина Светлана Владимировна