Конспект урока литературного чтения «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.
Планируемые результаты: предметные: характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев, находить необходимую информацию в соответствии с заданием; метапредметные: ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; личностные: понимать смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
Оборудование: карточки с заданиями, магнитная азбука, выставка книг по разделу учебника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какой раздел мы изучили? («Волшебная сказка».)
— Как иначе можно назвать этот раздел?
— Определите цель урока. Чем мы сегодня будем заниматься?
III. Речевая разминка
— Узнайте героя и его сказку.
Мы из сказки — ты нас знаешь.
Если вспомнишь — отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
Скок-поскок, скок-поскок —
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный… (Горбунок).
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется… («Три поросенка»).
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»).
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь — Царевна-… (лягушка).
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… («Маша и медведь»).
«Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» —
Плачет… (сестрица Аленушка).
IV. Работа по теме урока
1. Что такое сказка?
— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова и выражения.
Произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.
— Подумайте: не надо ли включить еще что-то в это определение? (Например: в сказке есть зачин, присказка и концовка.)
2. Зачин, концовка, присказка
— Определите зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…» «Жили-были…»
«Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
— Прочитайте еще раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в «Творческую тетрадь».
— Вспомните, что такое присказка. Прочитайте определение на с. 94 учебника, сравните со своим определением.
(Работа по заданию № 4 на с. 94 учебника.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа в группе
(Работа по заданию № 6 на с. 95 учебника.)
— Я буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить.
Труд человека кормит, а… (лень портит).
Раз соврал — навек… (лгуном стал).
Кто других не любит,… (сам себя губит).
Кончил дело — … (гуляй смело).
Человек от лени болеет, а… (от труда здоровеет).
Худо тому, кто… (добра не делает никому).
Сам потерпи, а… (другого не выдай).
Учись доброму — … (худое на ум не пойдет).
(Самостоятельная работа по заданию № 7 на с. 95 учебника.)
— Прочитайте текст задания № 8 на с. 95 учебника. Поразмышляйте над словами известного ученого Д. Лихачева и прокомментируйте его высказывание.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Мы обсудили много сказок. Какая из них понравилась вам больше и почему?
— Какие выводы вы для себя сделали?
Домашнее задание
Провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседовать об этом с родителями и друзьями. Совместно составить небольшой текст. Подтвердить свои мысли примерами из прочитанных сказок.