Конспект урока литературного чтения «В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: познакомить с жизнью и творчеством В.И. Даля.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, находить необходимую информацию в книге, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.
Оборудование: мультимедиапроектор, В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа» (любое издание), стихотворения на карточках, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Жизнь дана на добрые дела
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо…
А. Шибаев
— Как бы вы назвали это стихотворение? (Авторское название — «Слова, слова, слова».)
— Как вы понимаете слово безымянных? (Без имен, без названия.)
— Прочитайте с ускорением (с замедлением; с грустью; сердито; весело).
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний
— Вы когда-нибудь задумывались над названием каких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры.
— Расшифруйте полное имя писателя, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. (Владимир Иванович Даль.)
SBЛLAWIДИVМИLPS IGИWВАSLHIWOVBИGЧ WДVSALGЛLSЬW
— Определите тему и цели урока.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
№3,4 (с. 14)
— Прочитайте текст «Знаете ли вы…». Что нового вы узнали?
— Какой материал о В.И. Дале вы нашли дома или в библиотеке?
— Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом.
— Почему о человеке судят не по его словам, а по делам?
— Какие русские народные пословицы вы подобрали, выполняя домашнее задание?
2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— Прочитайте «Напутное слово» В.И. Даля.
— Что значит напутное слово? (На путь наставляет, благословляет.)
— Найдите в тексте непонятные вам слова. Что они означают?
— Актуально ли «напутное слово» сейчас? Почему?
3. Знакомство с книгой В.И Даля «Пословицы и поговорки русского народа»
— Познакомьтесь с обложкой книги и ее содержанием.
— Какие разделы есть в книге? Что вам захотелось прочитать?
— Все ли пословицы понятны, актуальны?
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Запишите понравившуюся пословицу из книги В.И. Даля в «Книгу мудрых мыслей». Почему именно эту пословицу вы выбрали?
Домашнее задание
Прочитать пословицы из книги В.И. Даля в «Творческой тетради» и распределить их по двум группам (добро — имущество, достаток; добро — благо). Выписать пословицы о добре.
Материал для учителя
Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) родился в городе Луганске в семье врача. Отец Даля был выходцем издании, получил образование в Германии, где изучал богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 г. поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебное плавание в Данию убедило его в том, что отечество его — Россия, что нет у него ничего общего с отчизной его предков. По окончании учебы (1819) Даль служил мичманом на Черноморском флоте. В это время он начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни — созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей жизни, был опубликован в 1867 г. В 1868 г. Владимир Иванович был избран почетным членом Академии наук.
Словарь Даля — первый и до сих пор единственный словарь русского языка, охватывающий как литературный язык, так и различные диалекты. Из 200 тыс. слов, включенных в словарь, более половины составляет литературная лексика, а более 80 тыс. слов, в основном диалектных, были записаны Далем в различных районах России. Стремясь обогатить литературный язык словами «живого», народного языка, Владимир Иванович не делал различий между литературной и диалектной лексикой. В качестве иллюстративного материала в словаре приводится большое количество фразеологизмов, пословиц, поговорок; в толкованиях содержится значительный материал этнографического и даже энциклопедического характера.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна