Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты:

предметные: знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки, оперировать понятиями народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки;

метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной литературе, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу;

личностные: работать с текстом повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемым).

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Иван-царевич и Серый Волк», карточки с текстом речевой разминки, репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте жужжащим способом.

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Их говорил козленочек из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он с берега реки звал свою сестрицу.)

(Учитель закрывает слова на доске.)

— Попробуйте прочитать их выразительно по памяти.

— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, / Желты пески на груди легли.)

III. Проверка домашнего задания

— Расскажите кратко вашу любимую сказку.

IV. Работа по теме урока

— Отгадайте загадки.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят. (Волк.)

(Учитель записывает отгадку на доске.)

У кого ты ни спроси —

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его… (Иван).

(Учитель записывает и эту отгадку.)

— Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)

— Прочитайте на с. 50 учебника название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)

— Кто ее автор? (У неё нет автора. Это русская народная сказка.)

— Сегодня мы будем читать новую сказку, но, прежде чем, перейдем к чтению, немного отдохнем.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Текст сказки на с. 50—59 читают учитель и хорошо читающие ученики. Словарная работа проводится по ходу чтения.)

КАРАУ◜ЛЫ — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-нибудь.

ПОХИ◜ТНИК — похититель.

ПОЗА◜РИЛСЯ — зариться — смотреть на кого-, что-нибудь с завистью, желать получить для себя.

ЗАДО◜ЛИТ — одолеет.

НАУТЁК — бегом (спасаясь от кого-то).

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?

— Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?

— К какой группе сказок она относится? (Это волшебная сказка.)

— С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)

— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)

— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)

— Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица. Она их клевала.)

— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)

— Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились отцу и отправились в путь-дорогу.)

— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самым ответственным из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)

— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел волк.)

— Кто стал помогать герою? (Волк.)

— Что необычного было в сером волке? (Серый Волк скакал — синие леса мимо глаз пропускал, озера хвостом заметал.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Чему учились на уроке?

— Вспомните признаки сказки. Найдите в тексте описание событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Домашнее задание

Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.

Материал для учителя

Любая волшебная сказка имеет следующие структурные элементы: наличие реального мира, в котором живут герои; запрет и нарушение запрета; уход героя из дома; испытания героя; возвращение домой, вознаграждение, свадьба.

Признаки волшебной сказки:

• есть герой;

• есть животные-помощники;

• есть Баба-яга;

• испытание в волшебном мире героев сказки;

• волшебные превращения;

• волшебные предметы.