Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с энциклопедическими справочниками и учить объяснять значение слов при помощи разных видов словарей.
Планируемые результаты: предметные: осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, взаимодействовать в паре, группе; личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дома вы должны были составить рассказ об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 96, прочитайте диалог Ани и Вани.
— Определите тему урока. Чему мы будем сегодня учиться?
— Можно ли назвать урок «Знакомство со справочной и энциклопедической литературой»? Дайте свое название теме урока.
— На какие вопросы вы ответите в ходе работы над этим разделом? Определите или сформулируйте свои вопросы.
— Вернемся к диалогу Ани и Вани. Что вы из него узнали?
— Какие книги и журналы они читают? Можно ли сказать, что они читают научно-познавательную литературу?
— Какие книги из тех, что на выставке, могли бы их заинтересовать?
— Какие слова понятийного аппарата мы должны использовать, чтобы рассказать о читательских предпочтениях Ани и Вани?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите нашу выставку. На какие группы можно разделить эти книги?
— Прочитайте на с. 96—97 высказывание профессора Самоварова.
— Какой главный вопрос он задает? Можете ли вы на него сейчас ответить?
— Как на этот вопрос отвечает сам профессор Самоваров?
— Какие из представленных на выставке книг вы могли бы отнести к художественным? Назовите их.
— Чем художественные произведения отличаются от научнопознавательных?
— В чем особенность художественного текста?
— В чем особенность научно-познавательного текста?
— Задание для девочек: составьте рассказ о том, что любит читать Аня, используя опорные слова.
Энциклопедии, справочники, познавательный рассказ, «Все обо всем», «Я познаю мир», много узнаю из жизни животных и растений, занимательный материал, уроки по предмету «Окружающий мир».
— Задание для мальчиков: составьте рассказ о том, что любит читать Ваня, используя опорные слова.
Периодическая печать, журналы о природе и о животных, занимательный материал, важные сведения, сезонные изменения в природе, в мире животных, уроки по предмету «Окружающий мир».
(Учащиеся работают в группе. Затем заслушивают рассказы.)
— Какую литературу любите читать вы? Презентуйте свою книгу по плану.
План
1. Это книга… (сборник или книга, в которой представлено одно произведение).
2. Автором является…
3. В книге мы узнаем о…
4. Совет друзьям.
VI. Рефлексия
— Ответили вы на свои вопросы к уроку?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— О какой литературе мы говорили сегодня?
— Какие понятия запомнили?
Домашнее задание
Найти в домашней библиотеке научно-познавательные и художественные книги о природе и подготовить презентацию одной из них.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна