Урок литературного чтения в 4 классе. Библия

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой. Библия — главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Смысл притч из Нового Завета

Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Слово, не умирая,

В мир приходит снова,

Пропитывая время

Откровением,

Дарующим надежду

На спасение,

Пронизывая верой

И любовью

Греховный мир,

Раз искупленный

Кровью.

Т. Гаак

— Прочитайте, выделяя голосом имена существительные.

— Как вы понимаете эти строчки?

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)

— Как вы поняли название?

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)

— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?

— Что вы узнали о Библии?

Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.

Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.

Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И. Никитин

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»

(Чтение учителем и учащимися.)

— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— О чем высказывания, которые мы только что читали?

— Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Перечитать текст, подготовить дополнительный материал к уроку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Так, чудо некогда свершилось

В старинном граде Вифлееме —

Родился мальчик Иисус,

Сын Бога и Марии девы.

Его Спасителем назвали,

И был он им на самом деле.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)

— Как вы поняли его название?

— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)

— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)

— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)

(Чтение притчи учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием притчи

— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.

— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.

(Дети зачитывают первую часть притчи.)

— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?

(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)

2. Проверка домашнего задания

— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какое впечатление произвела на вас притча?

— О каких людях поведала она нам?

Домашнее задание

Найти и подготовить выразительное чтение других притч.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Вступительная беседа.)

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

— Какие дела свершает милосердный человек?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)

Притча — нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его

смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Домашнее задание

Читать былины.

Автор: Кутявина С. В.