Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Собиратели народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся с писателями — собирателями народных сказок; пополнять словарный запас обучающихся; Формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать детей представлять подготовленный материал; раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют; развивать чувство доброты, стимулировать желание оказать помощь; закрепить знания правил доброжелательного поведения; на примере сказочных персонажей учить различать эмоциональные состояния людей.
Планируемые результаты: предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок зарубежных писателей, умение оперировать понятиями: предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки, текст повествовательного характера, определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись мультипликационного фильма по любой литературной сказке (по возможности).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Актуализация знаний
— Прочитайте стихотворение спокойно, четко проговаривая слова.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро.
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветит ясный
В глазах Василисы Прекрасной.
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
М. Пляцковский
— Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.
Прочитайте, начиная громко, постепенно понижая голос. Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
Прочитайте выразительно.
Перечитайте стихотворение. Какие сказки упоминаются в нем?
Какие слова несколько раз повторяет автор? (Добро побеждает зло.)
Какие еще признаки сказки вы помните?
III. Работа по теме урока
Прочитайте тему урока. Определите его задачи. Чему будем учиться на уроке? Сегодня мы с вами познакомимся с авторами — собирателями народных сказок.
— Какие имена собирателей сказок вы знаете?
— На с. 5 даны портреты и фамилии писателей. Соотнесите их. Расскажите, чем они знамениты. (Ответы детей.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Дети рассказывают об одном из писателей.)
— Ребята, посмотрим фрагмент мультипликационного фильма по сказке. А как она называется и кто ее автор, вы скажете сами после просмотра.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— О каких писателях мы сегодня говорили?
— Что вам особенно запомнилось на уроке?
Домашнее задание
Подготовить материал о братьях Гримм. Читать их сказки.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Научитесь читать скороговорку.
Ветер
Непоседа-невидимка
Над полями гонит дымку.
Низко вьется над травой,
Носит запах луговой.
Нежным часто он бывает.
Но порой и с ног сбивает…
В. Лунин
— Как автор олицетворяет ветер?
— Прочитайте (с ускорением, с замедлением, скороговоркой, на скорость).
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока. («Братья Гримм — собиратели немецких народных сказок».)
— Знакомы ли вам эти имена? Какие произведения этих авторов вы читали?
— Рассмотрите фотографии на с. 7. О чем они рассказывают?
— Современные ли города изображены на них?
— Кому поставлен памятник?
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
— Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, поговорим об авторах этих книг.
(Могут выступить заранее подготовленные ученики.)
— Прочитайте материал на с. 6 учебника.
— Что нового вы узнали?
(См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».) Братьям Гримм славу принесли, прежде всего, три небольших сборника немецких народных сказок, которые они начали публиковать в 1812г. Эти сказки известны как «Сказки братьев Гримм». Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали те, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки. «Настало время, — говорили братья Гримм, — спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем».
Больше двухсот сказок издали братья Гримм в своих сборниках, которые они назвали «Детские и семейные сказки». И они действительно стали детскими и семейными, потому что редко можно найти семью, где бы детям не читали сказки «Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Снегурочка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Бременские музыканты» и многие другие. Все их не перечесть.
Герои этих сказок: ремесленники, солдаты, крестьяне — смело вступают в борьбу с драконами, свирепыми великанами, ведьмами, злыми царями и всегда оказываются более умными, ловкими и отважными, чем их противники. И судьба всегда вознаграждает простую девушку, нелюбимую падчерицу или пастуха за то, что они добры, честны и трудолюбивы.
Героями сказок братьев Гримм бывают также и звери, и птицы. Но всегда в них высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, зависть, скупость, трусость, чванство, бахвальство… Сказки братьев Гримм полны народного юмора, что делает их особенно привлекательными.
Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправились в путь по всем странам и континентам. Сказки перевели на многие языки, в разных странах их переводили на свой лад, разыгрывали в театрах. Примеру братьев Гримм последовали многие ученые и писатели. Сборники детских народных сказок стали появляться в Швеции, в Индии и во Вьетнаме…
В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX в. В нашей стране их издавали огромными тиражами. По сказкам братьев Гримм созданы мультфильмы. Миллионы детей с большим интересом следят на экране за приключениями бременских музыкантов, храброго портняжки и вспоминают мудрых, добрых Ученых, которые подарили им радость.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
— Рассмотрите иллюстрации к сказкам на с. 8—9.
— Соотнесите иллюстрации и текст.
— Как называются эти сказки?
— Кто их главные герои?
— Какие необыкновенные предметы действуют в сказках?
— В каждой сказке определите основной смысл, ту мудрость, которую хотели передать вам писатели.
— Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты.
— Воспользуйтесь планом, который дан на с. 54 творческой тетради.
2. Викторина
— Всели названные сказки принадлежат братьям Гримм?
• «Синяя свеча», «Три брата», «Репа», «Беляночка и Розочка», «Соловей». {«Соловей» — сказка Г.-Х. Андерсена.)
• «Золотой гусь», «Заяц и еж», «Чудо-птица», «Ослиная шкура», «Снегурочка». («Ослиная шкура» — сказка Ш. Перро.)
• «Золушка», «Бабушка Вьюга», «Шесть лебедей», «Хрустальная гора», «Стоптанные туфельки». (Это все сказки братьев Гримм.)
• «Мальчик-с-пальчик», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Глупый Ганс», «Умная Эльза». (Все сказки братьев Гримм.)
• «Бременские музыканты», «Король Дроздобород», «Девушка-дикарка», «Царевна-лягушка», «Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка». («Царевна-лягушка» — русская народная сказка.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Найдите на нашей выставке книги с теми сказками, о которых сегодня шла речь. Докажите, что именно в ней эти сказки.
Домашнее задание
Читать сказки братьев Гримм. Нарисовать иллюстрации к сказкам.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II, Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно загадку В. Стручкова.
На стене висит картина —
И чего там только нет:
И шкафа половина,
И дедушкин буфет,
И даже телевизор
В картине засверкал!
Шагал кот по карнизу —
В картину ту попал. (Зеркало.)
Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой, скороговоркой, выразительно).
— О чем эта загадка? Докажите.
— Какие сказки вы читали, где есть этот волшебный предмет?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Знакомство со сказкой «Белоснежка и семь гномов»».) На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?
III. Работа по теме урока
Знакомство с текстом сказки
(Прогнозирование содержания сказки.)
Вы прочитали название сказки. Знакома ли она вам?
— Как вы думаете, о чем эта сказка?
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.) Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какие чувства вы испытали при чтении?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Предположите, что случится потом, чем закончится эта грустная история. (Ответы детей.)
— Послушайте окончание этой истории.
Уж они собирались и похоронить ее, но она на вид казалась свежею, была словно живая, даже и щеки ее горели прежним чудесным румянцем. Г номы сказали: «Нет, мы не можем ее опустить в темные недра земли» — и заказали для нее другой, прозрачный хрустальный гроб, положили в него Белоснежку, так что ее со всех сторон можно было видеть, а на крышке написали золотыми буквами ее имя и то, что она была королевская дочь.
Затем они взнесли гроб на вершину горы, и один из гномов постоянно оставался при нем на страже. И даже звери, даже птицы, приближаясь к гробу, оплакивали Белоснежку: сначала прилетела сова, затем ворон и наконец голубочек.
И долго, долго лежала Белоснежка в гробу и не изменялась, и кажась как бы спящею, и была по-прежнему бела, как снег, румяна, как кровь, чернява, как черное дерево.
С лучилось как-то, что в тот лес заехал королевич и подъехал к дому гномов, намереваясь в нем переночевать. Он увидел гроб на горе и красавицу Белоснежку в гробу и прочел то, что было написано на крышке гроба золотыми буквами.
Тогда и сказал он гномам: «Отдайте мне гроб, я вам за него дам все, чего вы пожелаете».
Но карлики отвечали: «Мы не отдадим его за все золото в мире». Но королевич не отступал: «Так подарите же мне его, я насмотреться не могу на Белоснежку: кажется, и жизнь мне без нее не мила будет! Подарите — и буду ее почитать и ценить как милую подругу!»
Сжалились добрые гномы, услышав такую горячую речь из уст королевича, и отдали ему гроб Белоснежки.
Королевич приказал своим слугам нести гроб на плечах. Понесли они его да споткнулись о какую-то веточку, и от этого сотрясения выскочил из горла Белоснежки тот кусок отравленного яблока, который она откусила.
Как выскочил кусок яблока, так она открыла глаза, приподняла крышку гроба и сама поднялась в нем жива-живехонька.
«Боже мой! Где же это я?» — воскликнула она. Королевич сказал радостно: «Ты у меня, у меня!», рассказал ей все случившееся и добавил: «Ты мне милее всех на свете; поедем со мною в замок отца — и будь мне супругою».
Белоснежка согласилась и поехала с ним, и их свадьба была сыграна с большим блеском и великолепием.
На это празднество была приглашена и злая мачеха Белоснежки. Как только она принарядилась на свадьбу, так стала перед зеркальцем и сказала:
Зеркальце, зеркальце, молви скорей,
Кто здесь всех краше, кто всех милей?
Но зеркальце отвечало:
Ты, королева, красива собой,
А все ж новобрачная выше красой.
Злая баба, услышав это, произнесла страшное проклятие, а потом вдруг ей стало так страшно, так страшно, что она с собою и совладать не могла.
Сначала она и вовсе не хотела ехать на свадьбу, однако же не могла успокоиться и поехала, чтобы повидать молодую королеву. Едва переступив порог свадебного чертога, она узнала в королеве Белоснежку и от ужаса с места двинуться не могла.
Но для нее уже давно были приготовлены железные башмаки и поставлены на горящие уголья… Их взяли клещами, притащили в комнату и поставили перед злой мачехой. Затем ее заставили вставить ноги в эти раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мертвая.
— Восстановите и прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Всякое дело человеком… (ставится), человеком и… (славится).
• Дело не комар: (от него не отмахнешься).
• Доброе дело без… (награды не останется).
• Суди о людях не по словам,… (а по делам).
— Какие из этих пословиц можно соотнести с фрагментами сказки братьев Гримм?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
Поняли вы, чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Найти сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и прочитать ее до конца.
Ход урока 4
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Вы знаете, друзья, чудес на свете много.
И счесть нам их нельзя, сколько ни трудись.
Но чудо знаю я: оно вам всем знакомо —
Ведь это сказка добрая! Мы просим: «К нам явись!»
Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте выразительно.
— Перечитайте стихотворение. Как вы поняли, какой смысл заключен в нем?
— Почему автор называет сказку доброй? (Добро в ней побеждает зло.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
— На прошлом уроке мы прочитали с вами сказку, вспомним ее сюжет. Поработайте в паре: составьте план сказки, приготовьтесь пересказать по нему. (Ученики выполняют задание.)
— Сравните придуманный вами конец сказки и окончание сказки, написанной братьями Гримм.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Определите жанр произведения. Докажите, что это сказка. Вспомните признаки сказки. (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка.)
— Какие из них присутствуют в зарубежной сказке?
(Учитель обращает внимание обучающихся на важнейшие символические мотивы в сказке: отравленное яблоко, число 7, волшебное зеркало, пояс и гребень, контрастирующие цвета: черный, красный и белый.)
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— На какие вопросы вы получили ответы на нашем уроке?
— Что для вас осталось непонятным?
Домашнее задание
Выполнить задание 4 на с. 19 учебника.
Ход урока 5
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Золушки и принцы, ведьмы, короли…
Чудо совершится, если веришь ты.
Сказка нас научит, зло как победить,
Как с врагами сладить, счастье как добыть.
Нам всегда помогут добрые друзья,
Будут рядом биться верные сердца.
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически, с ускорением, скороговоркой).
— Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают несколько человек.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Как вы поняли его смысл?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
(Проверка домашнего задания.)
— Каким словам вы должны были дать определение в контексте содержания прочитанной сказки? (Гордость, зависть.)
Гордость — чувство превосходства в чем-либо.
Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
— Почему братья Гримм назвали их «сорными травами»?
— Дайте определение слов добро и зло. (Добро — все положительное, хорошее, полезное. Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру.)
Как вы считаете, можно ли и эти понятия так назвать? Докажите.
(Беседа по содержанию сказки.)
— Перечитайте строки, в которых описывается внешний вид королевы и Белоснежки.
(Дети зачитывают отрывки из сказки.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Беседа о героях сказки.)
Вы прочитали о том, как выглядят главные героини сказки. Теперь сравните их характеры. (Ответы детей.) Как вы думаете, Белоснежка была какой? (Доверчивой, доброй, трудолюбивой.)
Назовите, каких героев сказки мы обычно выделяем. (Главных, второстепенных, героев-помощников.) Распределите всех героев сказки по этим группам. (Дети выполняют задание.)
— Выберите героя сказки и подготовьте его характеристику. (Беседа об эмоциональной атмосфере сказки.)
— Каким настроением проникнуто произведение братьев Гримм: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
— Можно ли дать этой сказке другое название?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Какова основная мысль произведения?
Домашнее задание
Найти материал о Шарле Перро.
Автор: Кутявина С. В.