Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Гайдар «Тимур и его команда»

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. Создание текста по аналогии

Цели: расширить знания детей о творчестве А.П. Гайдара; учить анализировать поступки героев, добру, коллективизму; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; обучать составлять рассказ на заданную тему; развивать умения использовать пословицы в тексте, составлять план; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; расширять кругозор обучающихся; формировать устойчивый интерес к чтению; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), Выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями, фрагмент художественного фильма по повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (по возможности).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Причина

«Причина» — какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает.

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдешь —

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята.

Вы завтра — мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

В. Викторов

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

— Прочитайте медленно (еще: шепотом, с ускорением, выразительно).

— Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? (Высказывания детей.)

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать.

— Знакомо вам это произведение? О чем оно? (Прогнозирование содержания текста.)

— Определите задачи урока.

III. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения наизусть.)

— На сколько частей вы разделили стихотворение? Какой план у вас получился? (1. Зимние забавы. 2. Сказка. 3. Сон.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте имя писателя, чье произведение будем изучать.

— Знакомо ли вам это имя?

— Какие его произведения вы читали? (Рассказ учителя о писателе.)

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904—1941) — один из самых любимых и читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Его юные годы прошли в Арзамасе Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».

В 1919 г. А. Гайдар после окончания курсов получил звание красного командира, в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет — полком. А. Гайдар сражался на многих фронтах Гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А. Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.B.C.» (1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А. Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 г. он был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей. На могиле Гайдара на берегу Днепра установлен памятник.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с произведением А. Гайдара «Тимур и его команда»

(Чтение учителем и хорошо читающими учащимися.)

— Какие чувства вы испытали при чтении? (Словарная работа.)

— Какие слова и выражения были непонятны? Аккордеон — музыкальный инструмент, похожий на гармонь. Замшелый — покрывшийся плесенью, мхом.

Эскадра — часть военного отряда, находящегося под командой одного начальника.

Дивизион — основное подразделение войск в армии.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Интересно ли вам было познакомиться с Тимуром?

— Появилось ли у вас желание прочитать всю повесть?

Домашнее задание

Подготовить чтение текста без ошибок.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Драчун Петя

Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, —

Сам ты в этом виноват!

Драчунов и нытиков

Пусть исправит критика.

В. Волина

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— О чем оно?

— Выучите стихотворение за 1 мин.

(Учитель следит за временем. Через 1 мин говорит: «Стоп! Слушаем».)

III. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока. Определите его задачу. (Объяснять смысл поступков героев.)

— На какие вопросы мы должны ответить в конце урока? (Выразительное чтение текста, включая чтение по ролям.)

— Чье чтение вам больше всего понравилось?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Проверим, как вы поняли смысл произведения, внимательны ли вы были при чтении. Ответьте на вопросы по тексту.

• Фамилия Тимура. (Гараев.)

• С кем жил Тимур на даче? (С дядей Георгием.)

• Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура. (Звезда.)

• На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Примерный ответ. Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит, красноармеец из этого дома погиб.)

• Где находился командный пункт Тимура? (На чердаке.)

• Что обнаружила Женя на чердаке? (Примерный ответ. Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.)

• Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда. (Почта.)

• Зачем Женя искала почту? (Ей нужно было отправить телеграмму папе.)

• Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

• Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Совершала по ночам налеты на сады жителей, а днем гуляла и играла в карты «на тычка», «на щелчка», «на оживи покойника».)

• Воинское звание Жениного папы. (Полковник.)

• Фамилия Жени. (Александрова.)

• Почему Оля невзлюбила Тимура? Как это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела, как он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады.)

• Дядя сказан, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

— Как вы понимаете смысл пословицы?

Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам.

— Можно ли ее соотнести по смыслу с содержанием нашего произведения? Докажите.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— В чем основная мысль произведения?

— Как вы думаете, то, чем занимались ребята, было просто игрой или они делали очень важное и нужное дело? Выскажите свое мнение.

— Всем ли нравилось то, что делает команда Тимура?

Домашнее задание

Подготовить пересказ понравившегося отрывка. Сделать к нему иллюстрацию.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

— Прочитайте жужжащим способом.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Найдите глаголы, назовите их.

— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).

— Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?

— Оказываете ли вы помощь еще кому-нибудь, кроме родных?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока, определите его задачи. Чему мы будем учиться на уроке?

Верно, сегодня мы будем учиться составлять и записывать рассказ на тему «Помощь нуждающимся», аналогичный произведению А. Гайдара «Тимур и его команда».

— Как вы поняли, что за рассказ мы будем составлять?

— Дома вы должны были подготовить пересказ любой части, подготовить иллюстрацию к ней. Оформите, пожалуйста, выставку своих рисунков так, чтобы получился картинный план произведения.

(Дети расставляют свои рисунки.)

— Послушаем ваши тексты, чтобы вспомнить содержание произведения.

— Составьте из рассыпавшихся букв слово. (Характер.)

РАКТХАРЕ

— Объясните значение слова характер. Воспользуйтесь словарем.

Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.

— Где в повести встречается слово характер?

1. В начале повести Женя, глядя на свое отражение в зеркале, думала: «Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер».

2. «— Оля, — вставая, сказал отец, — я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы ее испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у нее характер!»

(Если дети обратят внимание на разговор о козе, то можно сказать, что и животные бывают с характером.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Опишите Тимура. Какие черты характера вам понравились? Какие поступки он совершил?

— Кому Тимур сказал такие слова: «Взялся сделать — сделай хорошо!» (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду на доме молочницы.)

— А сейчас вопросы для тех, кто знаком со всей повестью А. Гайдара. В этой повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова? (Благородство — высокая нравственность, самоотверженность, честность.)

— Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженого и не поделился с младшей сестрой.)

— Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? («Труд облагораживает человека».)

(Создание собственного текста по аналогии с изученным произведением.)

— С чего можно начать рассказ? («Я очень хотел бы быть в команде Тимура. Я помогал бы…»)

— Какой пословицей можно закончить?

• Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути.

• Старшим место уступи, младшим помощь окажи.

• Прежде помоги себе сам, а потом и от товарища помощь принимай.

• Не бойся утруждать себя, бойся забыть о помощи другим.

— Придумайте заголовок. Отражает ли он главную мысль рассказа?

(Самостоятельная работа обучающихся. Чтение получившихся текстов.)

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

— Прочитайте окончание этой истории. Подумайте, правильно ли поступил Тимур.

— Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»? (Главные герои книги такие .же дети, как мы.)

— Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести? («Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».)

Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех, кого должны были оставить отцы и братья, ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчуган Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью «Тимур и его команда». Мне очень хочется, ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми, как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода в свет повести появилось новое слово — тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа как пример истинного выражения любви к Родине и деятельной заботы о ней молодых патриотов.

Домашнее задание

Дописать свой рассказ. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (книги о сверстниках, о школе).

Автор: Кутявина С. В.