Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского

Цели: познакомить обучающихся с мифом Древней Греции; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Планируемые результаты: предметные: умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте и отгадайте загадку.

Он крылат, все это знают,

И он конь.

В поднебесье он летает,

Как огонь.

И поэты его ловят —

На Парнас

Он счастливчика доставит

В тот же час! (Пегас.)

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).

— Какие ассоциации возникли у вас, когда вы отгадали загадку? (Высказывания детей.)

Пегас — крылатый конь, летал с быстротой ветра, доставляя Зевсу на Олимп громы и молнии. От удара его копыта забил чудесный источник, дающий поэтам вдохновение. Символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание.

Выражение «оседлать Пегаса» означает «стать поэтом, начать писать стихи».

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 41 и прочитайте о мифах Древней Греции. Расскажите, что вы узнали из этого текста.

— Сегодня мы поговорим о мифах Древней Греции.

(Учитель показывает книги, принесенные на урок.)

Фундамент современной культуры заложен еще древними греками более двух с половиной тысячелетий назад. Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, живописи. Поэтому знакомство с мифами древних греков необходимо для понимания искусств и культуры.

Без знания древнегреческой мифологии невозможно в полной мере постижение европейского, в том числе и русского, искусства, начиная с эпохи Возрождения, когда, после глухой поры Средневековья, европейцам открылась прелесть Античности. На античные сюжеты написаны некоторые картины Тициана, Рубенса, Рембрандта, К. Брюллова, В. Серова, оперы Глюка, драмы Расина, Шекспира. И в наше время художники, драматурги и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии, мифологические персонажи многократно упоминаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.

В обыденной речи часто употребляются выражения сизифов труд, танталовы муки, ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, дойти до геркулесовых столпов, гомерический смех и др., первоначальный смысл которых восходит к греческой мифологии.

Греческие мифы, как и мифы других народов, в фантастической форме отражают далекое прошлое человечества. На основе анализа мифов начали воссоздавать черты общественной и духовной жизни народов глубокой древности. А мифологией стали называть не только совокупность мифов какого-либо народа, но и науку о возникновении мифов.

Наблюдения за североамериканскими индейцами позволили американскому исследователю Льюису Моргану сделать вывод, что многие греческие обычаи обязаны своим происхождением общим для всех первобытных племен законам, а многие мифы, казавшиеся раньше лишь плодом художественной фантазии греков, на самом деле отражают эти законы.

Один из обычаев эпохи матриархата иллюстрирует миф о рождения греческого герои Персея. Наследование в ту пору шло по материнской линии. Поэтому внук, сын дочери вождя, мог этого вождя сместить, а иногда и убить. Вот почему вожди, или «цари», как мы их не совсем правильно называем, часто старались воспрепятствовать замужеству своих дочерей. Так поступил и дед Персея Акрисий, которому была предсказана смерть от руки сына его дочери Данаи. Чтобы избежать рождения внука, Акрисий держал Данаю взаперти, а когда Персей все-таки родился, постарался избавиться от него, бросив мать и сына в море в деревянном ларце.

Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное — и мифы об аргонавтах повествуют о плавании к берегам далекой Колхиды, о чудовищах Сцилле и Харибде, о сиренах — полуженщинах-полуптицах, приманивающих мореходов своим чарующим пением и губящих корабли. Не этой ли жаждой чудесного объясняется наше внимание к любой публикации о чудовище озера Лох-Несс, о снежном человеке или о неопознанных летающих объектах? В человеческой душе всегда теплится вера в конечное торжество справедливости — и герою Гераклу боги даруют бессмертие за его беспримерные подвиги.

Человек, полагали древние греки, не должен забывать об ограниченности своих возможностей, своем бессилии перед стихийными силами — и во многих мифах осуждается «гибрис» — надменность, самонадеянность героя, возомнившего себя равным богам. Царица Ниобея решила, что превосходит богиню Латону, и богиня жестоко покарала ее, убив всех ее детей. Благородный Беллерофонт приказал крылатому коню Пегасу перенести его к богам на Олимп, и был сброшен конем с неба на землю.

(Чтение учителем и хорошо читающими учащимися мифа «Деревянный конь».)

— Ваши впечатления?

— Какие слова и выражения вам были непонятны? Прочитаем их по слогам, затем целыми словами.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение мифа и работа над его содержанием

— Понятен ли вам коварный план хитроумного Одиссея по захвату Трои? Расскажите об этом.

— Прочитайте выразительно слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности.

— Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они развесили уши? Объясните это выражение.

Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.

— Расскажите, как погибли Лаокоон и его сыновья.

— Кто еще предупреждал троянцев об опасности?

— Почему погибла Троя? Могла бы она избежать печального конца? Выскажите свое предположение.

— Какое значение в современном мире имеет выражение «троянский конь»? (Примерный ответ. Это выражение стало нарицательным. Означает оно дар, принесенный с целью погубить врага, коварный обман. Из истории известно, что грекам удалось захватить Трою хитростью. Они сделали из дерева огромного коня, спрятали в туловище войско и прикатили его к воротам Трои. На боку коня было написано, что это дар уходящих данайцев богине Афине. Жрец Лаокоон, увидев коня троянцев, сказал свою крылатую фразу: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Все же троянцы приняли эту «жертву». Греки, скрывавшиеся в чреве коня, вышли ночью и, перебив стражу, открыли ворота Трои для своих войск. Так Троя была захвачена.)

2. Работа с «Мифологическим словарем»

— Выпишите из текста в творческую тетрадь имена собственные, которые упоминаются в мифе. Найдите в «Мифологическом словаре» под редакцией Е.В. Мелетинского толкование этих имен.

Это издание представляет собой попытку сводного и систематизированного изложения мифотворчества всех народов мира. Издание ставит цель дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства.

(Обучающиеся также могут воспользоваться школьным словариком «Мифологический словарь. Боги и герои (сост. Л.Ф. Корелина, Э.И. Корепина. М.: ВАКО).)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какое произведение читали на уроке?

— Понравился ли вам миф? Что особенно понравилось?

— Захотелось прочитать другие? Советую вам прочитать эти книги, пользуясь по ходу чтения мифов школьным словариком.

Домашнее задание

Прочитать миф без ошибок. Принести издания мифов для оформления выставки.

Автор: Кутявина С. В.