Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Великая Отечественная война

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Великая Отечественная война. Р. Рождественский «Реквием»

Цели: познакомить с произведением Р. Рождественского; рассказать о начале Великой Отечественной войны; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».

Оборудование: выставка книг и репродукции картин по теме урока, портрет поэта, аудиозапись песни Р. Рождественского.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Ученики представляют свои рассказы о войне 1812 г.)

III. Работа по теме урока

Работа с пословицами

— Составьте из данных частей пословицы. Объясните их смысл. (Родина — мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.)

Родина — мать,…                          …что соловей без песни.

Человек без Родины, …                …во сне снится.

На чужбине родная землица…     …умей за нее постоять.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 78. Рассмотрите ее. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Ответы детей.)

— Прочитайте текст на этой странице.

(Дети читают текст.)

— Что вы из него узнали?

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Прочитайте, как оно называется. Кто его автор?

— Что вы знаете об этом поэте?

Роберт Рождественский (1932—1994) — популярный советский поэт, переводчик, представитель эстрадной лирики. Родился 20 июня 1932 г. в Алтайском крае, селе Косиха. Мать будущего поэта Вера Павловна Рождественская (Федорова) была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. Отец Роберта Станислав Никодимович Петкевич в 1941 г. добровольцем ушел на фронт и вскоре погиб. Мать поэта была призвана в армию полевым хирургом в первые же дни войны. Девятилетний Роберт остался на попечении бабушки, которая вскоре умерла. Мать Роберта оформила документы в своей войсковой части, по которым ее сын значился сыном полка, и забрала будущего поэта на фронт. Но по дороге встретила в Москве однополчанина, который уговорил Веру Павловну изменить свое решение. И вместо фронта Роберт остался в Москве, в Даниловском детском приемнике, помещавшемся в стенах бывшего Данилова монастыря.

Двенадцатилетний Роберт, привыкший принимать решения самостоятельно, вскоре поступил в военно-музыкальную школу, где проучился один год. В 1944 г. Вера Павловна повторно вышла замуж — за военного офицера Ивана Ивановича Рождественского — и забрала сына в свой полк, который стоял в Кенигсберге. В силу того, что Иван Иванович был военнослужащим, после войны семья была вынуждена переезжать с места на место. Роберт заканчивает среднюю школу в Ленинграде. В 1951 г. со второй попытки Рождественский становится студентом московского -Литинститута, который успешно заканчивает в 1956 г.

Роберт Рождественский — автор более пятидесяти книг, в том числе на восьми иностранных языках. Наиболее известные произведения: «Моя любовь», «Реквием», «Посвящение», «Письмо в XXX век», «Двести десять шагов». На стихи Роберта Рождественского написаны песни, ставшие популярными: «Воспоминание», «Огромное небо», «Погоня», «За того парня», «Мгновения», «Песня о далекой Родине».

В Москве ежегодно проводится Всероссийский конкурс на лучшую песню имени Роберта Рождественского.

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какие чувства вызвали у вас эти строки?

— Послушайте «Реквием» в аудиозаписи.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какие чувства испытывает автор?

— Что вы о нем узнали на уроке?

Домашнее задание

Найти и прочитать произведения о Великой Отечественной войне.

Автор: Кутявина С. В.