Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы о Родине

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой «Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине»

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов и художественных произведений о Родине, о подвигах, о славе; учить анализировать тексты, определять опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока),

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Родина

Родина — слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес.

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

 

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

 

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка —

Это тоже Родина.

Т. Бокова

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний

— Какой раздел мы закончили изучать? («Истоки литературного творчества».)

— Рассмотрите нашу выставку. Как ее можно назвать?

— Расставьте буквы в определенном порядке, чтобы получилось слово.

ДИОРАН

— Какое слово получилось? (Родина.)

— Сегодня мы начнем изучение нового раздела учебника. Прочитайте на с. 56, как он называется. («О Родине, о подвигах, о славе».)

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения могут быть здесь помещены? (Предположения обучающихся.)

— Прочитайте на с. 56 учебника, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Поступок, подвиг.)

— Как вы понимаете эти слова?

Поступок — решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Подвиг — героический, самоотверженный поступок.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Что нам говорит профессор Самоваров?

— Прочитайте следующий диалог Ани и Вани.

— О чем они говорят?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст из речевой разминки еще раз. Почему он называется «Родина»?

— Расскажите, о чем говорит нам автор этого стихотворения.

— Что вы могли бы добавить? Перечислите.

— Прочитайте стихотворение.

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зеленая

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

— Что вам в нем особенно понравилось?

— Как можно озаглавить это стихотворение?

— О какой Родине говорит нам автор?

— Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?

— Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)

— Прочитайте слова профессора Самоварова. Какой вы представляете себе свою Родину?

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.

• Береги землю родимую, как мать любимую.

• Своя сторона не бывает холодна.

• На родной стороне и камешек знаком.

— Прочитайте высказывания о Родине известных людей. На с. 57 учебника найдите цитату из письма А. Пушкина к П. Чаадаеву.

Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее. (К. Ушинский.)

Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина. (К. Ушинский.)

Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать. (М. Шолохов.)

— Объясните эти высказывания. Как вы их понимаете?

— Согласны ли вы с ними? Почему?

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— С какими произведениями работали?

— Что для вас значит слово Родина?

Домашнее задание

Прочитать пословицы и поговорки на с. 57, объяснить их смысл. Написать мини-сочинение на тему «Что значит для меня моя Родина?» или сочинить стихотворение.

Автор: Кутявина С. В.