Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с пословицами разных народов; учить объяснять смысл пословиц; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.

Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или сена клок,

Или вилы в бок.

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче. Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.

III. Актуализация знаний

— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? (Ответы детей. Кто-то, может быть, скажет, что это колядка.)

Правильно, это колядка. А что означает это слово? (Предположения детей.) Колядка — новогодняя торжественная песня в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева не давали подаяние, то их корили за скупость.

— Какой раздел мы начали изучать? («Истоки литературного творчества».)

— Что мы относим к видам народного творчества? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки и т.д.)

— Чему мы посвятим наш урок? (Изучению пословиц разных народов.)

— Определите задачи урока.

IV. Работа по теме урока

(Чтение материала учебника и беседа.)

— С чтения какой песни мы начали урок? (С чтения колядки.)

— Откройте учебник на с. 20. Что вы видите? (Пословицы разных народов.)

— Прочитайте пословицы. Выберите одну из них и объясните ее смысл одноклассникам.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Вспомните пословицы русского народа на темы «Дружба», «Трудолюбие», «Добро».

— Сравните их с теми пословицами и поговорками, которые вы прочитали в учебнике. Какие выводы вы сделаете?

— Пусть каждый из вас выберет одну пословицу, которую посчитает важной для себя, и подготовит небольшое выступление по плану.

План

1. В чем смысл пословицы?

2. Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?

3. Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов? (Привести примеры.)

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Какие пословицы вам понравились?

— Отличаются ли пословицы разных народов по смыслу?

Домашнее задание

Найти материал о Библии.

Автор: Кутявина С. В.