Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством Д. Хармса; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги Д. Хармса; карточки с заданиями, стихами Д. Хармса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, кто его автор? (Д. Хармс.)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

 

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

 

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… булку.

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с раздражением (еще: с восхищением, весело, грустно, выразительно).

III. Проверка домашнего задания

Чтение стихов учащимися.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— Как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д. Хармс? («Чиж».)

— Как расшифровывается это название? («Чрезвычайно интересный журнал».)

Материал для учителя

Веселые журналы «Еж» и «Чиж»

С конца 1920-х гг. и все предвоенное десятилетие Хармс являлся сотрудником редколлегий ленинградских детских журналов «Еж» и «Чиж».

Нов эти журналы, правда, его тексты не всегда попадали. Зато читателям так интересны были придуманные Хармсом герои — и Умная Маша, и чудак Иван Топорышкин, и профессор Трубочкин! А также головоломки, рисунки и прочая «мелочь», автором которой (к сожалению, без подписи) был Хармс.

В 1930-е гг. в журнале «Чиж» появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга. Это псевдоним Д. Хармса. Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительных положениях и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачки на смекалку, загадки.

2. Стихотворение «Что это было?»

— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению (с. 174). Предположите: о чем оно?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя.

— Прочитаем его по четверостишиям.

— Как вы ответите на вопрос в названии? (Коньки и лыжи.)

— Как вы догадались?

— Какое чувство надо передать при чтении: удивление, радость, грусть?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

V. Физкультминутка

Аист

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

VI. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихов Д. Хармса

(Стихи — на карточках.)

Приключения ежа

Пришел к парикмахеру Колька Карась.

— Садитесь, — сказал парикмахер, смеясь.

Но вместо волос он увидел ежа

И кинулся к двери, крича и визжа.

Но Колька-проказник недолго тужил

И тете Наташе ежа подложил.

А тетя Наташа, увидев ежа,

Вскочила, как мячик, от страха визжа.

Об этих проказах услышал отец:

— Подать мне ежа! — он вскричал, наконец.

А Колька, от смеха трясясь и визжа,

Принес напечатанный номер «Ежа».

 

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Стихотворения какого поэта вы изучали на уроке?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию: выучить понравившееся стихотворение. Прочитать о самом поэте, узнать о нем как можно больше.

Автор: Кутявина С. В.