Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тема: С. Есенин «Береза»
Цели: расширить знания учащихся о творчестве С. Есенина; работать над языком стихотворения, выяснением авторской позиции, умением выражать свое отношение к прочитанному; развивать умение выразительно читать произведение.
Оборудование: стенд о Есенине, рисунки, кроссворды для групповой работы, картины «Февральская лазурь», запись стихотворения, карточки «метафора», «олицетворение».
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Эмоциональный настрой.
II. Сообщение темы и целей урока.
На доске записан эпиграф к уроку «А душу можно ль рассказать?».
— Как вы можете объяснить слова эпиграфа? (Высказывания учащихся.)
— Расскажите, что вы знаете о творчестве С. Есенина. Сегодня на уроке мы познакомимся с его произведением «Береза».
III. Упражнения в чтении.
1. Бинарное чтение — в паре одновременно.
2. Круговое чтение по строке.
3. Выразительное чтение (с настроением).
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с томиками стихотворений Есенина.
2. Викторина (в группах).
1) Гриб, который носит название животного, похожего на него цветом. (Лисичка.)
2) Дерево, из которого делают пианино. (Ель.)
3) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
4) Листья какого дерева краснеют? (Осина, рябина, черемуха.)
5) Подмигнёт тебе украдкой из травы фонарик красный. (Земляника.)
6) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
(Малина.)
3. Беседа «Образ березки в произведениях искусства».
— Расскажите, какой вы представляете березку весной.
— Какая она летом?
— Какой предстает березка осенью?
— Красоту берёзы воспевали художники, музыканты, поэты.
— Посмотрите на картину «Февральская лазурь».
Учитель демонстрирует учащимся картину И. Грабаря «Февральская лазурь».
«В то необычное утро природа праздновала какой-то необычный праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток на зелёном снегу. Я стоял возле берёзы. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Если бы десятую долю этой красоты передать».
В «Февральской лазури» вылилась всегда жившее в художнике восхищение русской природой, её символом — могучим великолепием ветвистой берёзы. Он изобразил её сильными контрастными красками: белой, синей, зелёной, красной. А небо, чтобы показать его переливчатость, пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви берёз устремлены вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.
Вопросы к картине:
1) Как вы думаете, чем восхищается художник, создавая эту картину?
2) Какие цвета использует он для создания образа березы?
3) А какие краски использует для описания неба? Почему?
4) Почему ветви берёзы устремлены вверх?
5) Почему художник создал это произведение?
— Замечал ли ты сам, как красива берёзка зимой?
Физкультминутка
Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этой красавицы берёзки. Мы защитники её. Откройте глаза.
Посмотрите, как ярко светит солнце! Какая белоснежная берёза! Какое небо голубое с редкими воздушными облаками!
Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
4. Знакомство со стихотворением С. Есенина «Берёза».
— А сейчас послушайте, какой увидел зимнюю берёзу С. Есенин.
1) Грамзапись стихотворения «Берёза».
— Понравилось ли стихотворение? Чем?
— Мы только что рассмотрели картину «Февральская лазурь». Хочу заметить, что краски могут быть переданы в стихах словами.
2) Повторное чтение.
— Подумайте, всё ли вам понятно?
Словарь: кайма, бахрома (иллюстрации).
— Рассмотрите иллюстрации. Постарайтесь представить картину, которую нарисовал поэт.
— Устно нарисуйте свою.
— Найдите строчки, в которых говорится о цвете.
— Найдите описание инея.
3) Чтение в паре.
— Найдите, где и что сравнивает поэт?
(Знакомство с понятиями «метафора», «олицетворение» (сравнить).)
— Какое время года рисует поэт?
— Почему вы так думаете?
— Солнечное оно или пасмурное? Докажите.
— Как занимается заря зимой?
4) Подготовка к выразительному чтению.
— Выделите слова: берёза, кисти, снежинки, ветки.
— Каким должен быть темп?
5) Упражнения в выразительном чтении.
6) Чтение с настроением (сначала в паре, потом в группе, перед классом).
7) Заучивание в группе наизусть.
V. Итог урока.
— Как же объяснить эпиграф к уроку?
— Выразите ваше настроение.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, нарисовать свою берёзку, прочитать стихи про берёзу.