Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с творчеством Ю. Владимирова; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги Ю. Владимирова; карточки с заданиями, стихами Ю. Владимирова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Вадима Левина.
Глупая лошадь
Лошадь купила четыре калоши —
пару хороших и пару поплоше.
Если денек выдается погожий,
лошадь гуляет в калошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше —
лошадь выходит в калошах поплоше.
Если же лужи по улице сплошь,
лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело).
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения. Также чтение наизусть.
IV. Работа по теме урока
1. Введение в тему
— Кто из вас помнит писателей, которые входили в группу обэриутов? (Ответ. В нее входили Д. И. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А.И. Введенский.)
— Прочитайте фамилию автора, чье произведение мы будем сегодня читать (с. 176). Как вы думаете, почему его стихотворение поместили в данный раздел? (Он тоже входил в эту группу.)
Сегодня мы познакомимся с этим поэтом.
2. Рассказ учителя о Ю. Владимирове
— Слушайте и припоминайте то, о чем мы говорили на последних уроках, изучая биографию и творчество Д. Хармса.
Материал для учителя
Юрий Дмитриевич Владимиров (1909—1931) — русский поэт, прозаик, автор книг для детей. Родился в Петербурге в дворянской семье. По материнской линии он был правнуком знаменитого архитектора Александра Брюллова и правнучатым племянником художника Карла Брюллова. Его мать, Лидия Павловна Брюллова, была бессменным редактором журнала «Аполлон», поэтому мальчик рос в литературном окружении.
Стихи он начал сочинять в раннем возрасте, когда еще не умел писать. Мать Юрия после Первой мировой войны работала в Театре юного зрителя (ТЮЗе) секретарем директора, и мальчик часто бывал в театре, водил туда друзей. Сам он играл в школьном драмкружке, был знаменитым школьным поэтом.
После окончания школы Юрий Владимиров перебивался случайными заработками. Его первый роман «Секретный список» был посвящен спортсмену. Первую книгу Владимирова «Ниночкины покупки» напечатали в издательстве «Радуга» в 1928 г. Со своим стихотворением он направился к знаменитому С. Маршаку в детский отдел ленинградского издательства «Госиздат».
К этому времени в детской литературе возникло оригинальное и значительное явление — группа обэриутов. В нее входили Д.И. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А.И. Введенский. Вместе с К.И. Чуковским и С.Я. Маршаком они стояли у истоков «веселой книги» для детей. На вопрос, что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». И добавляли: «»У» здесь только для красоты».
Юрий Владимиров присоединился к ним и вскоре стал известен как мастер словесной игры, фантазер. Рассказывают, что однажды он дал ехавшему в Москву Д. Хармсудве пятирублевые бумажки и попросил купить ему на одну пятерку книг, а на другую — рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся, хотя и закричал: «Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи: «Я на рынок послал чудаков…»
Юрий Владимиров умер от туберкулеза в 22 года. При жизни Владимирова, помимо «Ниночкиных покупок», было опубликовано шесть его книг для детей: «Оркестр» (1929), «Евсей» (1930) и др.
3. Стихотворение «Чудаки»
— Сегодня мы прочитаем стихотворение «Чудаки» (с. 176). Предположите, о чем оно. (Высказывания детей.)
— Перед чтением проведем маленькую словарную работу. Пятак — монета в 5 копеек.
Кушак — широкий и длинный матерчатый пояс.
— Кто такой чудак?
Чудак — странный, чудной человек.
(Учитель читает стихотворение. Затем учащиеся отвечают на вопросы — с. 176-177 — и выразительно читают стихотворение.)
V. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
И большими разом стали.
VI. Продолжение работы по теме урока
— А теперь вернемся к творчеству Ю. Владимирова и прочитаем еще одно его стихотворение. (Выразительное чтение.)
Ниночкины покупки
Мама сказала Нине:
— Нина, купи в магазине:
Фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги — вот.
Нина сказала: — Несусь!
Бежит и твердит наизусть:
— Фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги в кармане — вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассе,
Перед Ниной — шесть человек,
А Нине нужен чек
На фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги — вот.
Наконец очередь Нинки.
Нина твердит без запинки:
— Дайте фунт кваса,
Бутылку мяса,
Спичечный песок,
Сахарный коробок,
Масло и компот.
Деньги — вот.
Кассир говорит в ответ:
— Такого, простите, нет!
Как же вам взвесить квасу,
Не лезет в бутылку мясо…
На масло и компот
Чек — вот!
А про сахарный коробок
И спичечный песок
Никогда не слыхал я лично, —
Верно, товар заграничный…
Фунт — старая русская мера, равная 409,6 г.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Стихотворения какого поэта вы изучали на уроке?
— Что вы о нем узнали?
— Какое из них вам больше понравилось?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию: выучить понравившееся стихотворение.
Автор: Кутявина С. В.