Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с творчеством Ю. Владимирова; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги Ю. Владимирова; карточки с заданиями, стихами Ю. Владимирова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Вадима Левина.

Глупая лошадь

Лошадь купила четыре калоши —

пару хороших и пару поплоше.

 

Если денек выдается погожий,

лошадь гуляет в калошах хороших.

 

Стоит просыпаться первой пороше —

лошадь выходит в калошах поплоше.

 

Если же лужи по улице сплошь,

лошадь гуляет совсем без калош.

 

Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?

Разве здоровье тебе не дороже?

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело).

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения. Также чтение наизусть.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— Кто из вас помнит писателей, которые входили в группу обэриутов? (Ответ. В нее входили Д. И. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А.И. Введенский.)

— Прочитайте фамилию автора, чье произведение мы будем сегодня читать (с. 176). Как вы думаете, почему его стихотворение поместили в данный раздел? (Он тоже входил в эту группу.)

Сегодня мы познакомимся с этим поэтом.

2. Рассказ учителя о Ю. Владимирове

— Слушайте и припоминайте то, о чем мы говорили на последних уроках, изучая биографию и творчество Д. Хармса.

Материал для учителя

Юрий Дмитриевич Владимиров (1909—1931) — русский поэт, прозаик, автор книг для детей. Родился в Петербурге в дворянской семье. По материнской линии он был правнуком знаменитого архитектора Александра Брюллова и правнучатым племянником художника Карла Брюллова. Его мать, Лидия Павловна Брюллова, была бессменным редактором журнала «Аполлон», поэтому мальчик рос в литературном окружении.

Стихи он начал сочинять в раннем возрасте, когда еще не умел писать. Мать Юрия после Первой мировой войны работала в Театре юного зрителя (ТЮЗе) секретарем директора, и мальчик часто бывал в театре, водил туда друзей. Сам он играл в школьном драмкружке, был знаменитым школьным поэтом.

После окончания школы Юрий Владимиров перебивался случайными заработками. Его первый роман «Секретный список» был посвящен спортсмену. Первую книгу Владимирова «Ниночкины покупки» напечатали в издательстве «Радуга» в 1928 г. Со своим стихотворением он направился к знаменитому С. Маршаку в детский отдел ленинградского издательства «Госиздат».

К этому времени в детской литературе возникло оригинальное и значительное явление — группа обэриутов. В нее входили Д.И. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А.И. Введенский. Вместе с К.И. Чуковским и С.Я. Маршаком они стояли у истоков «веселой книги» для детей. На вопрос, что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». И добавляли: «»У» здесь только для красоты».

Юрий Владимиров присоединился к ним и вскоре стал известен как мастер словесной игры, фантазер. Рассказывают, что однажды он дал ехавшему в Москву Д. Хармсудве пятирублевые бумажки и попросил купить ему на одну пятерку книг, а на другую — рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся, хотя и закричал: «Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи: «Я на рынок послал чудаков…»

Юрий Владимиров умер от туберкулеза в 22 года. При жизни Владимирова, помимо «Ниночкиных покупок», было опубликовано шесть его книг для детей: «Оркестр» (1929), «Евсей» (1930) и др.

3. Стихотворение «Чудаки»

— Сегодня мы прочитаем стихотворение «Чудаки» (с. 176). Предположите, о чем оно. (Высказывания детей.)

— Перед чтением проведем маленькую словарную работу. Пятак — монета в 5 копеек.

Кушак — широкий и длинный матерчатый пояс.

— Кто такой чудак?

Чудак — странный, чудной человек.

(Учитель читает стихотворение. Затем учащиеся отвечают на вопросы — с. 176-177 — и выразительно читают стихотворение.)

V. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

VI. Продолжение работы по теме урока

— А теперь вернемся к творчеству Ю. Владимирова и прочитаем еще одно его стихотворение. (Выразительное чтение.)

Ниночкины покупки

Мама сказала Нине:

— Нина, купи в магазине:

Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Нина сказала: — Несусь!

Бежит и твердит наизусть:

— Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги в кармане — вот.

Народу в лавке масса,

Большая очередь в кассе,

Перед Ниной — шесть человек,

А Нине нужен чек

На фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

— Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Кассир говорит в ответ:

— Такого, простите, нет!

Как же вам взвесить квасу,

Не лезет в бутылку мясо…

На масло и компот

Чек — вот!

А про сахарный коробок

И спичечный песок

Никогда не слыхал я лично, —

Верно, товар заграничный…

Фунт — старая русская мера, равная 409,6 г.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Стихотворения какого поэта вы изучали на уроке?

— Что вы о нем узнали?

— Какое из них вам больше понравилось?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию: выучить понравившееся стихотворение.

Автор: Кутявина С. В.