Конспект урока закрепления знаний в 1 классе. Тема: Счёт в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание
Цель: закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке, вычислительные навыки первого десятка.
Оборудование: геометрический самолёт; круг, треугольник, квадрат; рисунки с изображением бабочек, облаков, шариков, птиц, батона; макет сигнального светофора; фуражка пирата-капитана; ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Работа с геометрическим материалом.
1) Закрепление знаний о треугольнике.
Учитель. Сегодня наш урок будет немного необычен. Мы с вами будем путешествовать по стране Математика. А вот на чем, отгадайте сами:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолет.)
— Какая геометрическая фигура использована? (Треугольник.)
— Почему эту фигуру так назвали? (3 угла.)
— Сколько треугольников использовано для составления самолета? (8.)
2) Практическая работа.
— А сейчас нам нужно в бортжурналах начертить маршрут нашего путешествия. Приготовьте линейки и простые карандаши. Начертите в тетради:
1-й отрезок- 7 клеток.
2-й отрезок — на 4 клетки меньше.
А 3-й отрезок- на 2 клетки больше, чем 2-й отрезок. Прежде чем отправиться в полет, мы должны сказать волшебные слова:
В небо, в небо поднимись!
Выше, выше полети!
2. Устный счет.
— Ребята, когда мы с вами поднимались в небо на самолете, бабочки, которые сидели на полянке, разлетелись. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите же скорей бабочек и выставляйте их на наборное полотно.
— Сколько всего бабочек? (6.)
— У каждой бабочки есть свое число. Давайте прочитаем числа на них. (7, 10, 5, 8, 6, 9.)
— Какие это числа? (Числа первого десятка.)
— По порядку ли они расположены? (Нет.)
— Расположите их по порядку: от 5 до 10.
— Какое число следует за 7? (8.) За 9? (10.)
— Какое число стоит перед 10? (9.) Перед 6? (5.)
— Назовите соседей 7. (6, 8.) 9. (8, 10.)
-Какое число больше, чем 6, на 3? (9.) Меньше, чем 10, на 4? (6.)
— Каких чисел не хватает в ряду? (1, 2, 3, 4.)
— Бабочки помогли нам поработать над числовым рядом. Давайте их выпустим на свободу.
У летчика должно быть хорошо развито воображение. Для этого вам предлагается следующее задание.
Учитель демонстрирует учащимся рисунок, на котором изображена фигура, похожая на яблоко.
— На что похожа эта фигура? (Листик, яблоко.)
— Из каких цифр она состоит? (3, 1, 5.)
— Напишите эти цифры в порядке возрастания. В порядке убывания. (1, 3, 5; 5, 3, 1.)
— Какие это числа? (Однозначные.)
— Какую закономерность вы увидели? (Числа идут через один.)
— На следующей строке продолжите этот ряд до 9. (1, 3, 5, 7, 9.)
3. Игра «Фотографирование» (на внимание).
Учитель. Итак, мы с вами сегодня будем летчиками. Но для того чтобы стать настоящими летчиками, нам предстоит преодолеть много трудностей и препятствий. Летчики должны быть очень внимательными.
— Какие фигуры? (Квадрат, круг, треугольник.)
— Сколько их? (3.)
— Какого цвета? (Жёлтый, красный, зелёный.)
Учитель переставляет фигуры, меняя их расположение относительно друг друга.
— Будьте внимательны. Что изменилось? (Порядок: красный, жёлтый, зелёный.)
III. Работа над задачами.
1. Составление и решение задачи по предложенному выражению.
Учитель. Посмотрите, в небе летают арифметические облака. Составьте и решите задачи по выражениям:
Физкультминутка
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Руки ставим все вразлёт —
(Развести руки в стороны)
Появился самолет.
(Выполнить наклоны туловища влево, вправо.)
Мах крылом туда-сюда.
Делай «раз» и делай «два» —
Раз и два, раз и два,
Опустили руки вниз.
(Опустить руки вниз.)
И на место все садись!
(Сесть за парты.)
2. Решение логической задачи.
— Пока мы с вами делали зарядку — немного проголодались.
Учитель раздает учащимся рисунки с изображением батона.
— Ответьте, сколько раз надо разрезать батон, чтобы досталось по 1 части 5 ребятам? (4.)
Давайте с помощью ножниц это проверим.
Учащиеся при педагогической поддержке учителя выполняют задание: при помощи ножниц разрезают рисунок батона на 4 части.
3. Индивидуальная работа в тетради.
— Наше путешествие продолжается. Мы пролетаем низко над землей. А на земле, посмотрите, нас встречает кто? (Птицы.)
— Какие это птицы? (Воробьи, вороны, синицы, снегири.)
— Как их можно назвать? (Зимующие.)
— Чем мы можем помочь птицам зимой? (Ставить кормушки, подкармливать.)
— Составьте задачу.
— К какой схеме подходит эта задача?
— Одну из задач запишите и решите.
IV. Фронтальная работа. (Закрепление состава чисел первого десятка.)
Учитель. Мы уже далеко от родной земли. Какое здесь темное небо! И много самолетов. Видимо, была гроза, и самолеты сбились с пути. Надо помочь провести каждый самолет точно по курсу. А кто быстро и правильно выполнит задание, тот становится капитаном нашего экипажа.
10 — 4 =
9 — 5 =
8 + 2 =
6 + 3 =
1 + 7 =
10 — 3 =
Учащиеся проверяют правильность вычислений с помощью сигнальных карточек.
— Посмотрите в иллюминатор, там пролетают воздушные шарики. На каждом из них записано число.
Сейчас мы определим, кто у нас самый сообразительный. Угадайте, какой пример записан на другой стороне шарика.
Чтобы летчиком стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Летчикам помогает арифметика!
V. Итоги урока.
— Что повторили на уроке?
— Какое задание вызвало затруднение?
— Оцените свою работу на уроке.