Конспект урока по математике с экологическим содержанием, 3 класс. Тема: Составление сводной таблицы умножения (таблицы Пифагора)
Цели: составить с учащимися сводную таблицу умножения и научить их ею пользоваться; повторить четные и нечетные числа; закреплять умение решать задачи изученных видов; активизировать имеющиеся у учащих представления о многообразии местных птиц, формировать эстетическое, эмоционально-ценностное отношение к птицам, развивать желание изучать птиц и проявлять заботу о них.
Оборудование: таблица Пифагора; математические таблицы, перфокарты, «веер» цифр; экологические знаки; аудиозапись голосов птиц; рисунок осеннего дерева; иллюстрации перелетных птиц.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.
Учитель. Послушайте внимательно четверостишие и догадайтесь, о каком передвижении птиц в нем говорится.
Стаи птиц улетают
За синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(Здесь говорится о передвижении птиц из мест гнездования в места зимовок.)
— Скоро наступит зима, а мы с вами не проводили в теплые края пернатых друзей. Им у нас очень понравилось, ведь мы приготовили для них домики, подкармливали их. Но, к сожалению, им нельзя у нас остаться. А почему? (Короче становится световой день, не хватает корма, птицам холодно.)
— Сегодня на уроке мы будем провожать птиц в теплые края. У нас все получится только в том случае, если вы верно решите все задания.
II. Устный счет.
— На местах с перфокартами работают 3 человека.
У доски — 3 ученика. Каждый из них решает свое задание.
а) 1-й ученик: соединить выражения с одинаковыми значениями и прочитать народные приметы и поговорки.
б) 2-й ученик: решение задачи.
Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка — в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет — на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?
Бумага — 2 г.
Банка — ? в 15 раз дольше.
Пакет — ? на 100 лет больше.
Решение:
1) 2 х 15 = 30 (л.) — пролежит банка;
2) 30 + 100 = 130 (л.) — пролежит пакет.
(Ученые утверждают, что полиэтиленовый пакет может пролежать в земле до 200 лет. Поэтому, отдыхая на природе, не закапывайте мусор, а уносите его с собой.)
в) 3-й ученик: решение уравнения:
42 : х = 7.
Решение:
42 : 7 = 6
х = 6
С остальными учащимися проводится блицтурнир:
1. Коля прочитал 5 книг, а Саша — в 6 раз больше. Сколько книг прочитал Саша? (30 книг.)
2. Ире 16 лет, а Диме — на 4 года меньше. Сколько лет Диме? (12 лет.)
3. В пачке 2 литра сока, а в банке — на 4 литра больше. Сколько литров сока в банке? (6 литров сока.)
4. На 1 полке — 18 книг, на второй — 9 книг. Во сколько раз больше книг на 1 полке, чем на второй? (В 2 раза.)
5. Задача на смекалку:
Тане 14 лет, Ксюше — 8 лет. Сколько лет было Ксюше, когда Тане было 9 лет?
Решение:
1) 14 — 8 = 6 (разница в возрасте).
2) 9 — 6 = 3 (сколько лет было Ксюше).
— Молодцы! С первым заданием справились, и первую птицу отправляем в полет. Это — ласточка, она питается насекомыми, а с уменьшением светового дня их становится все меньше и меньше.
— Проверяем работу ребят у доски…
— Ребята выполнили задания верно, вслед за ласточкой улетает соловей.
— Следующую птицу мы сможем отправить, если назовем самую большую почку. А это мы узнаем, решив выражения, «прочитав» их математическим языком.
7 x 6 = 8 х 8 = 6 х 8 =
7 x 8 = 8 х 10 =
Полученные результаты нужно расположить в порядке возрастания и сложить слово, используя ключ.
42 | 48 | 56 | 64 | 80 |
к | о | ч | а | н |
Ответ: кочан.
-Какие орфограммы в этом слове? (Сочетание «ча» пишем с «а», непроверяемая гласная «о».).
— Как вы думаете, сколько весит самый крупный кочан? (Ответы детей.)
— Узнаем, кто прав или неправ, поиграв в игру «День-ночь».
Дети решают цепочку и узнают вес самой крупной почки:
5 x 4 : 10 x 8 : 4 x 9 + 7 = … (43 кг.)
(Капустный кочан — самая крупная почка. В Англии в 1973 г. любителем-овощеводом был выращен кочан весом 43 кг 525 г — больше, чем вы весите сейчас, ведь в вас примерно от 30 до 40 кг.)
— Молодцы, это задание тоже оказалось вам по плечу. Говорим: «До свидания, трясогузки!» А сами — отдыхаем.
Физкультминутка
Дети выполняют движения, проговаривая стихотворение.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Руки в стороны плавно расставим –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, —
Руки сложим назад.
Летели две птички, собой невелички,
Как они летели — все люди глядели,
Как они садились — все люди дивились.
III. Работа над новым материалом.
— Составьте задачи к первому выражению (На увеличение числа в несколько раз, на нахождение стоимости: одна открытка стоит 7 рублей, найти стоимость 6 таких открыток.)
— Ребята, что можно сказать о значениях выражений? (Расположены в порядке возрастания, все значения — двузначные числа, все значения — четные, то есть делятся на 2.)
— Молодцы. А что вы скажете о выражениях? (Все они на умножение.)
— Сегодня на уроке мы с вами начнем составлять сводную таблицу умножения, по которой легко найти произведение двух однозначных чисел от 1 до 9, и научимся ею пользоваться.
— Возьмите листочки, отступите вниз 3 клетки, на 4-й клетке поставьте точку. На этой строке запишите однозначные числа от 1 до 9 через 2 клеточки. (Показать на доске.)
— Возьмите зеленый карандаш, подчеркните по линейке этот ряд. (Открыть на ватмане первый ряд таблицы.)
— Каждое число этого ряда умножим на 2 и полученное произведение запишем под тем числом, которое умножали. (3-й ряд комментирует: 1 х 2 — 2, пишу 2 под единицей…). Я открываю на таблице ответы. Теперь числа верхнего ряда будем умножать на 3 и записывать произведения в третьей строке.
— Запишите самостоятельно 4-й ряд сводной таблицы. На какое число будете умножать числа верхнего ряда? (На 4.)
— Проверьте себя (открыть 4-ю строку таблицы). Кто записал без ошибок? Молодцы!
— Дома вы закончите эту таблицу. Посмотрите, как она выглядит (открыть всю таблицу). У вас в учебнике сводная таблица находится на первой обложке, откройте ее.
— Как вы думаете, почему мы составляли сводную таблицу, а в учебнике и у меня записано: ТАБЛИЦА ПИФАГОРА?
(Таблицу назвали именем человека, который ее составил. Пифагор — это знаменитый греческий математик, живший в VI веке до н. э. Он много путешествовал, жил в Египте, Вавилоне, затем поселился на юге нынешней Италии и основал теш свою школу — Пифагорейский союз. Его члены изучали различные науки, большое внимание уделяли математике.)
— Как найти по таблице произведение 7 и 8? (Ответы детей.) Верно, мы в верхнем ряду находим число 7, опускаем вниз луч, в вертикальном ряду находим число 8 и от него вправо ведем луч. В точке пересечения лучей будет ответ на наш вопрос.
— Найдите произведение 6 и 9. (Один ученик — у доски.)
— Попросите друг друга найти произведение любых однозначных чисел. (Работа в парах.)
— Поднимите руку, кому тяжело по таблице Пифагора находить произведение 2-х чисел? У нас сегодня первый урок по таблице, на следующих уроках мы еще потренируемся.
— Мы познакомились со сводной таблицей умножения, пора провожать в теплые края журавля. (На дереве остается жаворонок, под деревом -утка.)
IV. Работа по учебнику.
V. Решение задач (устно).
Задача 1.
Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 черных, белых — 5,
Кто успел их сосчитать? (14.)
Сколько всего пар лебедей? (7.)
Задача 2.
Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее,
Да смотри, не ошибись.
Птичек дружная семья:
3 веселых воробья, 3 вороны,
3 сороки-белобоки,
3 стрижа и дятлов — 3,
Сколько всех их? Назови!
Задача 3.
— Много деток у тебя, трясогузка-умница?
— 2 спать легли, 2 — в поле пошли,
2 — в лес по дрова, 2 — там, 2 — тут
Да 2 сзади идут. (Ответ: 2 x 6 = 12).
— Молодцы, со всеми задачами справились. Уточку отправляем в полет.
VI. Работа с геометрическим материалом.
а) Виды углов и треугольников.
— Скажите, пожалуйста, как летят журавли? (Косяком, клином.)
Учитель показывает схему полета.
— На какую геометрическую фигуру похож косяк журавлей? (На угол.)
— Какие углы вы знаете? (Тупой, острый, прямой.)
— Как называется треугольник, у которого есть прямой угол? (Прямоугольный.)
— А если все углы острые? (Остроугольный.)
— А если у него есть тупой угол? (Тупоугольный.)
— Посмотрите на чертеж. Сколько здесь тупоугольных треугольников?
— Сколько прямоугольных треугольников?
б) Площадь четырехугольника.
— Как называется эта фигура? (Учитель показывает детям чертеж прямоугольника.)
— У нашего прямоугольника ширина — 3 см, длина — 4 см. Найдите его площадь. Какой формулой будете пользоваться? (а х в, где а — длина, в — ширина.)
— Как называется единица площади? (Квадратный сантиметр, или см2.)
— Изображение какой птицы я держу в руках? (Голубя.)
— Как вы думаете, почему я эту птицу не прикрепила вместе со всеми на дереве? (Потому что голубь — не перелетная птица.)
VII. Итог урока.
— Что нового вы узнали, чему научились? (Научились составлять сводную таблицу и пользоваться ею.)
— Чем еще мы занимались на уроке? (Решали задачи, выражения, находили площадь прямоугольника, провожали птиц в теплые края.)
— Наши друзья тоже говорят нам: «До свиданья, до новых встреч!» (Звучит аудиозапись голосов птиц.) Они дарят нам на память свои фотографии.
Домашнее задание.
Закончить составление таблицы Пифагора.