Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему «Кто скоро помог, тот дважды помог. Буква О о»
Цели: познакомить учащихся с буквой О о; учить выделять Ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки; развивать фонематический слух; работать над культурой речи; формировать умения чётко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.
Формируемые УУД: строить доказательство; находить необходимую информацию в учебнике; объяснять смысл пословиц и правильно применять их в речи; самостоятельно решать поставленную учителем задачу.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какой буквой вы познакомились на предыдущем уроке?
— Какой звук она обозначает?
— Звук [а] гласный или согласный? {Гласный.)
— Почему гласный?
— Найдите буквы А а среди других букв и подчеркните их фломастером или цветным карандашом.
(Учитель раздаёт детям карточки с буквами.)
Р М ш П О У а
А ы и к е О Г
С т ь А л Н Г
Ж э а о П р
— Подготовим руку и пальчики к написанию новой буквы. Откройте тренажёр на с. 17. Кто изображён в центре страницы?
— Выполните штриховку лошади.
— Обведите элементы букв и изображения грибка, ведра и чашки по контуру. Можете их заштриховать вертикально и горизонтально. Такое чередование будем называть последовательным.
II. Актуализация знаний
— Назовите любые слова, в которых содержится звук [а], укажите его местоположение.
— На какие две группы можно разделить слова «айсберг», «Антон», «Анита», «арка», «авокадо», «аквапарк», «альбом», «лошадь»?
— Используя иллюстрации на с. 23 учебника, вспомните и расскажите сказку «Лиса и волк».
(Учитель задаёт вопросы, ответы детей должны быть развёрнутыми.)
— В какое время года происходит событие?
— На чём едет старик? (На санях.)
— Кто запряжён в сани? (Лошадь.)
— Придумайте лошади кличку, чтобы она начиналась со звука [а]. (Альтаир, Артистка, Аверия, Алидария.)
— Часто ли можно в наше время увидеть лошадь в упряжке?
Так раньше передвигались и в городах, и в сёлах в зимнее время. В праздники сани украшали коврами, красивыми покрывалами.
(Можно показать репродукцию картины Б. Кустодиева «Масленица».)
Ещё сто лет тому назад автомобилей было очень мало, поэтому передвижение на лошади или в санях было главным способом куда-либо добраться. А те, кто не имел лошади, передвигался пешком. Даже из одного города в другой ходили пешком, тратили на это несколько дней или недель. На ночь останавливались в сёлах, которые попадались на пути. В наше время тоже перед праздниками в зимнее время в городах можно покататься в санях. В сельской местности до сих пор летом и зимой используют в работе лошадей. Даже есть пословица: «Готовь сани летом, а телегу зимой». По бездорожью в деревнях это лучшее средство передвижения.
(На доске выставлены детские книжки со сказками.)
Слушать сказки очень интересно. «Бабушка, расскажи нам сказку!» — можно было услышать и сто, и двести, и пятьсот лет назад. И бабушка рассказывала сказки про медведя, который был добродушным, но не очень сообразительным, про трусливых и слабых зайцев, про хитрую лису, которую везёт на себе побитый и несчастный волк, про храброго петуха. А в наше время всё чаще сказки рассказывают книжки. Да не просто книжки, а книжки с картинками. Даже не знаешь, что интереснее — читать или рассматривать картинки.
— Кто рисует иллюстрации к сказкам? (Художник-иллюстратор.)
— К вашей «Азбуке» рисунки рисовали несколько художников, их фамилии указаны в самом конце учебника. Нравятся вам иллюстрации? Посмотрите, как интересно художник изобразил лису. У неё везде разное выражение мордочки. Вы согласны или нет?
— Почему женщины всполошились, когда шли по воду?
— Можно ли сказать, что эти женщины, не испугавшиеся волка, смелые? Докажите свою правоту.
— Чем опасен волк для селян?
— Какой вы представили себе лису? (Хитрой, коварной, лживой и т. д.)
— Кому вы сочувствуете в этой сказке?
— Как вы думаете, волку очень больно?
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [о]
— Что нарисовано в красной рамке справа вверху на с. 25 учебника?
— Кто нарисован под буквой? (Окуни.)
— Как вы узнали, что это окуни? (На туловище рыб поперечные полосы.)
— Какой первый звук в слове «окуни»? Произнесите его.
— Выделите звук [о] из слова «о-ку-ни».
— Как одним словом назвать лук, капусту и морковь? (Овощи.)
— Проведём звуко-буквенный анализ слова «овощи».
— Сколько слогов в слове «овощи»? Проговорим хором.
— Какой первый слог в слове «овощи»?
— Из какого звука он состоит?
— Какой второй слог в слове «овощи»?
— Что представляет собой слог во? (Слияние.)
— Какой первый звук в слоге во?
— Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
— Какой второй звук в слоге во?
— Он гласный или согласный?
— Какой третий слог в слове «овощи»?
— Является ли он слиянием? Почему?
— Какой первый звук в слоге щи?
— Он гласный или согласный? Почему?
— Какой второй звук в слоге щи?
— Он гласный или согласный?
— Сколько всего звуков в слове «овощи»?
— Напомните мне, с какого звука мы начинаем произносить слова «овощи», «окунь».
(Артикуляция звука. Положение губ, зубов, языка. Воздух проходит свободно, звук произносится голосом. Гласный, ударный.)
[о] — губы чуть-чуть сужаем и округляем;
[а] — самый широкий звук.
Такое изменение губ при произношении звуков называется очень трудным словом — артикуляция.
(Можно предложить детям повторить это слово.)
2. Знакомство с буквой О о
Гласный звук [о] записывается буквой О о.
— Почему на с. 25 учебника изображены две буквы о? Когда они употребляются? (В начале предложения и при написании имён собственных пишем заглавную букву О, в остальных случаях — строчную.)
— Откройте тренажёр на с. 21. Обведите по контуру строчные буквы о и а в верхней части страницы. Допишите строчки до конца.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 13. Вдыхают носом, выдыхают резко ртом. Затем выполняют упражнение «Ароматный цветок».)
2. Артикуляционная разминка
(Учителю на заметку. Далее ежедневно работаем по пособию «Как хорошо уметь читать!». Ученики выполняют задание 2 нас. 13.)
— А теперь повторим упражнения «Губы», «Щётка-1», «Щётка-2».
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Щётка-1». Губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щётку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения — но нижнему ряду зубов.
«Щётка-2». Рот открыть и чистить языком, как зубной щёткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы — снизу вверх.
3. Работа над дикцией
О. О. О. О! О! О! О? О? О?
(На доске запись. Дети произносят за учителем с соответствующей интонацией.)
— Прочитайте нараспев: ао, оа, аа, оо, аоа, оао.
— Теперь прочитайте протяжно, но короче, чем нараспев: а — о, о — а, а — а, о — о.
(Ученики выполняют задание 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 13. Хоровое проговаривание загадки.)
— Выполните звуко-буквенный анализ слова «корова». (Следует объяснить детям, что в слове звук и буква не совпадают при написании.)
— Выполним задание 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!». Где на рисунках спрятались буквы о?
— Что катит мальчик?
— Что общего у колеса и буквы о?
— Повторим скороговорку:
Не по траве, а около,
Катилось О и охало.
О окало, О охало,
Не по траве, а около.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Сравните печатную и письменную буквы о, установите сходство и различия на с. 5, 6 прописей (Пр. 1).
(При работе с Пр. 2: с. 6, 7 тетради 2.)
— На с. 5 девочка-гимнастка занимается с обручем. На какую букву похож обруч?
— Гимнастка — девочка добрая, она поможет вам понять, как правильно писать букву о. Посмотрите образец написания в красном цвете. Затем обратите внимание на стрелки, которые показывают, в каком месте начинаем писать букву О о и куда следует затем вести карандаш.
— Напишите букву о на строчках в косую разлиновку.
Буква О — это овал, то есть она округлая и слегка вытянута сверху вниз. Пишется с наклоном. Расстояние между буквами при письме должно быть одинаковым.
(Написание по образцу на с. 5.)
— Проведём слого-звуковой анализ слов «осы», «сом», «Осип». Что общего у всех этих слов? (Буква о; всё это живые существа.)
— На какие две группы можно разбить эти слова? (Собственные и нарицательные.)
— На что похожа буква о?
(Заранее подготовленные дети читают стихотворение.)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
— Откройте учебник на с. 24. Как вы понимаете смысл пословицы, напечатанной в самом верху?
— Выполним задание под первым красным кружком.
— Что означают две звёздочки в синем круге? (Выполнение заданий в парах.)
— Авторы учебника предлагают вам поиграть. Кто больше найдёт на рисунке предметов, в названии которых содержится звук [о]? (Подсолнух, крот, дом, кольцо (на дверной ручке), забор, окно, бочка, картофель, черенок, морковь.)
(Анализ предложений. Например: «Крот выкопал морковку».)
— Добавьте слова.
Ям нарыл нам вредный … (крот),
Разорил цветник и … (огород).
— Какое время года изображено на иллюстрации?
— Чем занимается крот? (Заготавливает запасы на позднюю осень и раннюю весну.)
— Что он копает?
— Что уже выкопал?
— Что вы можете сказать о подсолнухе? (Он созрел. Тяжёлый круг с дозревающими семечками гнётся к земле.)
— Где находится жилище кротов?
— Опишите избушку, в которой живёт трудолюбивый крот.
— Это настоящее жилище или сказочное, придуманное?
— Составьте по рисунку предложения, в которых четыре слова. (Примерные предложения. Крот заготовил морковь, картофель. Картофель находится в миске. Морковь лежит у подсолнуха. Дверь дома плотно закрыта. Листья подсолнуха очень большие. Крот копает морковь лопатой.)
— Обратите внимание на условное обозначение — восклицательный знак в красном кружке. Он означает, что вас ждёт задание повышенной сложности.
— Прочитайте пословицы внизу с. 24.
— Чему учат нас эти пословицы? (Примерный ответ. Первая пословица говорит о том, что человеку хорошо, когда рядом мама. А значит, маму нужно жалеть и окружать любовью и заботой. Вторая пословица учит трудолюбию, стремлению прийти на помощь, порядочности, честности, умению держать данное слово.)
— Как нужно относиться к маме?
— Каким образом вы можете проявить заботу о маме?
— Какие ваши поступки могут её огорчить?
— Какие ваши дела и поступки могут порадовать маму?
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Н. Саконская
— А что вы расскажете о своей маме?
— Как её зовут? Где она работает? Чем увлекается? Какие книги читает вам? В какие игры вы с ней играете?
(Дети рассказывают о своих мамах.)
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
— Мама дорогая!..
<…>
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слёзы льёт тогда?
— Всё она, родная,
Мама дорогая!
И. Косяков
— Проговорим ещё раз пословицы хором, чётко произнося звук [о].
— Прочитайте стихотворение на с. 25.
— Можно сказать, что это диалог двух персонажей?
— Найдите и подчеркните простым карандашом все встретившиеся вам буквы о.
— Почему слово «Окунёк» написано с заглавной буквы? (В данном случае это имя собственное.)
— А теперь найдите и выделите карандашом другого цвета все буквы а.
— Что общего у букв а и о? (Примерный ответ. (Они обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными или безударными, обозначают твёрдость предшествующего согласного звука. Могут стоять в начале, в середине или в конце слова.)
— Потренируемся в тренажёре на с. 21 писать заглавную букву О.
— Кто запомнит больше слов со звуком [о]? Послушайте текст.
Орёл облетал округу, оглядывал острым орлиным оком озеро, овраг, опушку, осинник.
— Ого! Овечки! Отличный обед! — обрадовался орёл.
Облюбовал он одну овечку. Ой!
Оказалась овечка облачком. Обманулся орёл.
Облако обернулось отважным охотником. Отогнал охотник орла.
(По Л. Яхнину)
— Проведём слого-звуковой анализ слов с опорой на схему. Возьмём слова, соответствующие рисункам в нижней части с. 26 учебника: «окуни», «аист», «осы», «арбузы».
— Откройте прописи (Пр. 1) нас. 6. Посмотрите на мальчика, он очень любознательный, всё исследует, за всем наблюдает. Буква о ему кое-что напомнила. Как вы думаете, что он изобразил на рисунке, похожем на две буквы о? (Сливу.)
— Обратите внимание: мальчик подсказывает вам, что заглавная буква О пишется в том же направлении, что и строчная буква о, как овал у буквы а.
— Напишите по образцу первые четыре строки.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 6, 7 тетради 2.)
— Откройте учебник на с. 25. Рассмотрите рисунки внизу. Кто на них изображён?
(Анализ слов «окунь», «щука», «сом».)
— Выполните задание к рисунку.
— Как можно их назвать одним словом? (Рыбы.)
— Эти слова обозначают живых существ или предметы?
— Это имена собственные или нарицательные?
— Составьте рассказ по верхнему рисунку на с. 26.
— С кем дружит крокодил?
— Какого цвета бывают крокодилы?
— Какие овощи имеют зелёный цвет?
— Почему у обезьянки грустный вид? (Она сочувствует другу.)
— Что за беда приключилась с крокодилом? (У него заболел зуб.)
— Как нужно правильно ухаживать за зубами?
— Какой звук произносит крокодил от боли? (О-о-о!)
— Прочитайте предложение под иллюстрацией. Какое оно по интонации? (Восклицательное.)
— Как вы думаете, почему может заболеть зуб?
— Что служит причиной заболевания зубов?
— Какие врачи занимаются лечением зубов?
Зубы молочные не вечные, не прочные,
Но ты к ним относись внимательно,
Ты чистить должен их старательно.
Если молочные зубы здоровые,
То здоровыми будут и новые.
Новые, крепкие, постоянные,
Для красивой улыбки желанные!
Е. Шестопалова
— Откройте учебник на с. 27. Рассмотрите иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
— Что изображено на первой иллюстрации?
— Во что одеты медведь и Маша?
— Это городская девочка или жительница деревни?
— Что положили в короб?
— Какой наказ девочка даёт медведю?
— Как вы догадались, что медведь прошёл какое-то расстояние и захотел сесть на пенёк?
— Что вы видите на третьей иллюстрации?
— Чему удивились дедушка и бабушка на последнем рисунке?
— Чему учит нас эта сказка? (Примерный ответ. Нельзя одним уходить в лес далеко от дома. Можно заблудиться, потеряться. И не всегда рядом окажутся люди, которые смогут оказать помощь.)
— Какую ещё сказку о Маше вы знаете? («Три медведя».)
— Как удивились медведи, когда увидели беспорядок в доме? Что они сказали? (О-о-о!)
— «О-о-о!» — это предложение. Напишите его два раза в прописях на с. 6.
— Проведём слого-звуковой анализ слов «Алиса», «Остап». Чем интересны эти слова? (Мы вставляем уже две буквы — а и о.)
— Почему в слове «Алиса» три слога, а в слове «Остап» два?
— Рассмотрите ленту букв на с. 27 учебника.
На ленте даются два ряда вертикально расположенных розовых прямоугольников. Каждый из них — своеобразный представитель определённой буквы и соответствующего гласного звука. Они будут заполняться постепенно. Голубые прямоугольники предназначены для букв, обозначающих согласные звуки. Белые — для букв, не обозначающих звуки.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы научились?
— Что вы ожидали от этого урока?