Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему «Устная речь. Слово и слог»
Цели: формировать у учащихся умения правильно согласовывать слова в предложении, задавать вопросы и отвечать на них, давать развёрнутое объяснение загадок, воспроизводить с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, заученные наизусть стихотворения, потешки, песенки, считалки; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Формируемые УУД: моделировать слово при помощи схемы, анализировать его; работать в паре с одноклассником; строить развёрнутые ответы на вопросы.
Пропедевтика: построение и оформление диалога; понятия «имя нарицательное», «грамматическая основа предложения».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Ну и эхо! Вот потеха!
Слушать не могу без смеха:
Крикнул громко: «Стрекоза!»,
А оно в ответ: «Коза!»
Говорю: «У Тани косы».
А оно кричит мне: «Осы!»
Я спросил его: «Ты кто?»
Отвечает эхо: «То».
Ну и эхо! Вот потеха!
Повторяет всё не то!
А. Кочергина
— Хором проговорим первые четыре строчки стихотворения.
— Какие слова исказило эхо?
— Кому из вас приходилось слышать эхо?
— На какой вопрос отвечают слова, обозначающие предметы, вещи, явления природы? {«Что?»)
— Приведите примеры таких слов.
— На какой вопрос отвечают слова, обозначающие живых существ? {«Кто?»)
— Приведите примеры таких слов.
— Подготовим руку к письму. Откройте тренажёр на с. 8. На рисунке изображены живые существа или предметы?
— Заштрихуйте собачек по образцу.
— Мы продолжаем готовиться к написанию букв. Напишите линии с закруглениями вверху и с закруглениями внизу.
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Свеча-1»
Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Губы» и «Щёчки», а затем задания 3, 4 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 6.)
3. Работа над дикцией
— Выполним задание 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 6.
(Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста. После этого ученики произносят скороговорку быстро и чётко.)
— Выполним задание 6. Чётко назовите все нарисованные предметы. Проследите за артикуляцией губ.
III. Актуализация знаний
— Откройте учебник на с. 9.
(Учитель объясняет детям значение условного знака: маленький красный кружок означает, что задание читает взрослый. Учитель зачитывает вопросы, поставленные к иллюстрациям по сказке «Колобок», и ученики отвечают на них.)
— Что могли говорить о Колобке бабка и дед, когда положили его на окошко?
— Опишите, во что одет зайчик.
— Что делает зайчик во время разговора с Колобком? (Зайчик бежит.)
— Какого цвета одежда на волке? А на медведе?
— Что делает лиса, общаясь с Колобком?
— Составьте схемы ваших предложений.
(Учитель напоминает детям, что начало каждого предложения выделяется вертикальной чертой, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)
— Давайте проанализируем предложение «Кто испёк колобок?».
— Какое получилось предложение по интонации? (Вопросительное.)
— Сколько слов в предложении? (Три.)
— Какое первое слово?
(Логическим ударением учитель выделяет нужное слово.)
— Какое второе слово?
— Какое третье?
— Проанализируем предложение «Какой румяный получился колобок!».
— Что выражает предложение?
(Учитель обращает внимание детей на то, как меняется голос, когда задают вопросы. Изменение голоса называется интонацией. Бывают восклицательные и вопросительные предложения. В конце таких предложений — восклицательный или вопросительный знак.)
— Почему с Колобком приключилась беда?
— Можно ли без разрешения взрослых уходить к друзьям, убегать на улицу или в другие места?
— Какие неприятности могут случиться с ребёнком, если он окажется без присмотра за пределами своей квартиры, дома, двора?
— А теперь будем учиться сравнивать иллюстрации и обобщать. Откройте прописи (Пр. 1) на с. 12. Что это за сказка? («Колобок».)
— Сравните количество рисунков в учебнике и в прописях. Где их больше?
— Какое событие пропущено в прописях?
— Посмотрите на первый рисунок. Где находится Колобок?
— Что украшает окошко? (Резные наличники.)
— Каким вы видите Колобка? (Весёлым, радостным.)
— По каким признакам вы определили, что ему весело?
— Кто встретился Колобку, когда он катился по дорожке?
— Кого Колобок встретил первым?
— Опишите внешний вид зайчика.
— Сравните, одинаковая ли одежда на героях сказки в учебнике и прописях.
— Как называется всё то, что вы произнесли? (Устная речь.)
— Из чего состоит устная речь?
— Кто сидит на верхушке ели (рисунок в прописях)?
— Почему у сороки прозвище «болтушка»?
— Что вы можете рассказать о медведе?
— Опишите внешний вид лисы.
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
— Кто раскрасил их так же, как в учебнике?
— Кто раскрасил одежду героев другими цветами?
— Что делал Колобок для зверей? (Пел им песенку.)
— Кто из вас может её сейчас спеть?
— Каким вы представляете себе Колобка? (Доверчивым, весёлым, ласковым, приветливым и т. д.)
— Что вы можете сказать о лисе?
— Как вы думаете, если вас остановит по дороге домой чужой человек и пригласит куда-либо, нужно ли с ним идти?
— Почему нельзя доверять чужим людям?
— Встаньте, девочки. Назовите свои имена.
Слово «девочки» — это имя нарицательное, а имена девочек — это имена собственные, их собственность.
— Встаньте, мальчики. Назовите свои фамилии.
Слово «мальчики» — это имя нарицательное, а фамилии мальчиков — имена собственные, их собственность.
— Слово «фамилия» — это имя собственное или нарицательное? (Нарицательное.)
— Придумайте клички для героев сказки «Колобок».
— Для кого из героев сказки нужно придумать не клички, а имена? (Для старика и старухи нужно придумать имена и отчества.)
— Посмотрите на рисунок в прописях нас. 13. Что делает клоун?
— Придумайте ему имя.
— Клоун — это имя собственное или нарицательное? А его имя?
— Кто бежит за клоуном по канату?
— Что несёт Карандаш? (Шарик.)
— Обратите внимание на схему слова под рисунком, где Карандаш несёт шарик.
— Сколько воздушных шариков у клоуна?
— Какие слова можно подобрать к первой схеме? Используйте рисунок. (Шар, нить; шары, канат.)
— Раскрасьте рисунок, используя зелёный, красный, синий и жёлтый карандаши.
— Посмотрите на вторую схему. Чем она отличается от первой схемы?
— Схема слова, разделённая пополам, то есть на две части, означает, что слово разделено на две части — слоги. Произнесём по слогам: ша-ры, ка-нат, кло-ун. В этих словах по два слога. Над одним слогом на схеме стоит чёрточка с наклоном. Она указывает, какой слог произносится с большей силой. Такой слог называется ударным. Произнесём: ша-РЫ, ка-НАТ.
(Обучение написанию овалов и прямых наклонных линий. Письмо по образцу: овалы с чёрточками, круги.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Кто любит загадки? А что интереснее — отгадывать или загадывать?
— Для чего люди придумывают загадки?
Придумывать загадки люди научились давно — и для обучения детей, и для развлечения. А ещё сочиняли потешки, прибаутки, колыбельные песенки, скороговорки, пословицы и др. Всё это теперь называется устным народным творчеством. Произведения устного народного творчества пришли к нам из давних веков. Писать и читать тогда простые люди не умели, поэтому всё хранили в памяти и рассказывали детям, авторов никто не знал. Дети запоминали это, затем рассказывали своим детям и внукам,] Так все произведения устно передавались в течение веков.
Баю, баю, баиньки,
Купим Миле валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет Милочка ходить,
Новы валенки носить.
— Что это за произведение? (Колыбельная.)
— Спросите у ваших мам, какие песенки они вам пели, и постарайтесь их запомнить. Потом споёте нам или расскажете.
— О ком чаще всего говорится в прибаутках, потешках, песенка (О животных.)
— На какие две группы можно разделить животных? (Дикие и домашние.)
— Послушайте и скажите, о чём говорится в этой песне.
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелкбвая.
(На доске иллюстрация с берёзой. На берёзе сидит птица, под берёзой растёт подберёзовик или стоит скамейка, на ней сидят] дети. Рядом растут ромашки. Можно показать иллюстрации, репродукции картин, на которых изображены берёзы.)
— Где стоит берёзка?
— Что на берёзке? Что под берёзкой? Что находится рядом с берёзой?
— Как называется всё то, что мы говорим?
— Из чего состоит речь?
— Составьте предложение о берёзе из двух слов. (Берёза растёт.)
— Распространите это предложение до трёх слов, пяти и т. д. (Примерный ответ. Красивая берёза растёт. Красивая берёза растёт в роще. Красивая берёза растёт в роще на пригорке. Красивая берёза растёт в роще на пригорке рядом с рекой.)
— Начертите схемы предложений о берёзе.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 14 и рассмотрите иллюстрацию.
(При работе с Пр. 2: с. 16, 17 тетради 1.)
— Кому медвежонок несёт чашку? Кто у него в гостях?
— Какие правила приёма гостей вы знаете?
— Кто у вас бывает в гостях?
— Чем медвежонок угощает ёжика?
— Раскрасьте рисунок. Если эго праздник, то карандаши каких цветов лучше использовать для раскрашивания?
— А теперь посмотрите рисунки, раскрашенные вашими соседями (рядом, впереди и сзади): одинаково ли раскрашен рисунок?
— Почему он раскрашен по-разному? (Каждый выбрал цвета, которые ему нравятся.)
Человек делает что-либо, исходя из своих представлений, вкусов, знаний. И возникают варианты. Такой подход к выполнению одного и того же задания называется вариативным.
— Посмотрите на схему первого слова. Что интересного вы заметили? (Слово состоит из двух слогов. Первый слог ударный.)
— Подберите слова так, чтобы они соответствовали первой схеме. (Миш-ка, Ми-ша, ё-жик, чаш-ка.)
— Какие слова вы можете подобрать ко второй схеме? (Любые: самовар, чай и т. д. Схема не разделена на слоги.)
— Что вам напоминают контуры на широких строках? (Посуду.)
— Давайте изобразим предметы посуды по образцу.
— Какие ещё предметы посуды вы можете назвать?
— Какой вопрос мы поставим к этим словам: «кто?» или «что?»?
— В каком литературном произведении от хозяйки сбежала посуда? («Федорино горе».)
— Почему так случилось?
— Как звали эту хозяйку-грязнулю? (Федора.)
— Кто написал это произведение? (К. Чуковский.)
— Откройте учебник на с. 8.
(Учитель показывает изображение цифры 8.)
— Кого вы видите на верхней иллюстрации? (Мы видим медведя, зайца и ежа.)
— Какой вопрос мы поставим к этим словам: «кто?» или «что?»?
— Что вы видите вокруг медведя? (Мы видим ёлочки, пень, грибы, бочку.)
— Как называются грибы с красной шапочкой в белый горошек? (Мухоморы.)
~ Чем они опасны? Можно ли их собирать? (Нет, они ядовитые.)
— Что делает медведь? (Медведь приветствует гостей.)
— Что вы сейчас произнесли? (Предложение.)
— О ком это предложение?
— Что вы сказали о медведе?
Фраза «медведь сидит» в предложении «Медведь сидит у пенька» является грамматической основой предложения.
— Опишите, во что одет и обут медведь.
— Одеваются ли так люди в наше время?
— Где можно встретить такую одежду и обувь сегодня? (В музеях.)
— Откройте тренажёр на с. 8. Выполните письмо по образцу под картинкой, где нарисованы собаки. Продолжите строчки до конца. Каких линий больше: кривых или прямых? 1
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию посередине в учебнике на с. 8. Какое произведение вы вспомнили? Кто его автор? {«Дядя Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.)
— Пёс — это имя собственное или нарицательное? {Нарицательное.)
— Назовите кличку пса. {Шарик.)
— Кто знает кличку кота? {Матроскин.)
— Шарик и Матроскин — что это такое? {Клички животных, имена собственные.)
— Что делает на картинке корова? А пёс? кот? {Корова жуёт сено. Пёс доит корову. Кот подметает двор.)
— Сколько слов в каждом предложении?
— Откройте прописи (Пр. 1) нас. 15.
(При работе с Пр. 2: с. 18, 19 тетради 1.)
— Какую сказку вам напомнил рисунок? («Чиполлино».)
— Что изображено красным цветом на широких строках? {Овощи и ягоды.)
— Перечислите их.
— Обведите их по контуру.
— Перечислите персонажей из сказки «Чиполлино». {Мальчик-луковка, синьор Помидор и т. д.)
— Слово «синьор» — это имя нарицательное, а слово «Помидор»? (Собственное.)
— Нарисуйте фигуры по образцу.
— Какие фрукты вы можете назвать?
— Какие ещё овощи вы знаете?
— Какие ягоды, растущие на кустарниках, вам известны?
— Вернёмся к учебнику на с. 8. Как одним словом можно назвать животных на верхнем рисунке? Какие это животные? (Дикие.)
— Какие животные изображены на рисунке в середине страницы? (Домашние.)
(Учитель показывает иллюстрации с животными. Можно использовать мультимедийное оборудование.)
Нужно уметь любить всё живое, что есть на планете Земля. Уже много видов живых существ исчезло, многих представителей животного мира осталось очень мало. Они занесены в специальную Красную книгу. Это напоминание людям о том, что нужно беречь все богатства нашей планеты.
— Почему животных называют дикими или домашними?
— Кто кормит диких животных?
— Где они живут?
— Каких ещё диких животных вы знаете?
— Кто кормит домашних животных?
— Каких ещё домашних животных вы знаете?
— Посмотрите на рисунки внизу страницы. Кто нарисован слева? справа?
— Что означает белый прямоугольник под каждым рисунком? (Это схема слова.)
— Какие слова вы могли бы написать, если бы уже знали все буквы?
— Каких представителей животного мира вы можете назвать, чтобы убрать знак вопроса?
— Отгадайте загадки А. Кочергиной о животных и скажите, какие из них домашние, а какие дикие.
(Желательно показывать иллюстрации.)
1. Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам ёлки.
На земле сорвёт грибок
И в дупло с грибочком — скок! (Белка.)
2. Домик — хатка на реке,
И плотина вдалеке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? (Бобёр.)
3. Дремлют на подушке Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки. (Котёнок.)
4. Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал? (Заяц.)
— Рассмотрите рисунки в нижней части с. 9 учебника.
— Кто на них изображён?
— Какой вопрос можно поставить к этим словам? («Кто?»)
— Почему? (Нарисованы живые существа.)
— На какие две группы можно разделить этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)
— Посмотрите на схемы слов к рисункам. Что вы можете сказать? (Примерный ответ. Схемы слов разделены чёрточками. Это означает, что слово разделено на слоги. Слог — это часть слова, единица слова.)
— Произнесём хором слово «лиса». Сколько частей вы услышали в этом слове? (Две.)
(Учитель на доске чертит схему слова — прямоугольник.)
— Нужно показать на схеме, что в этом слове две части. Что мне нужно добавить?
(Дети подсказывают, что нужно добавить вертикальную черту, разделить прямоугольник на две части. Затем учитель предлагает ученикам произнести хором каждый слог, при этом перемещает указку по схеме с первого слога на второй.)
— А кто здесь изображён? (Белка.)
(Работа повторяется.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Чему вы научились на уроках чтения и письма? Делить слова на слоги. Писать элементы букв, овалы, рисовать овощи.) )
— Как нужно относиться ко всему живому в природе?