Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Звуки [X] И [X’]. Буква X
Цели:
обучающие — учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания;
воспитывающие — воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, чувство ответственности;
развивающие — развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: «Азбука» Н. В. Нечаевой и др., рисунок: царь Каравай и девочка Галя; серия рисунков о том, как выращивают хлеб; корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки и пословицы о хлебе), плакат для физкультминутки для глаз.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
— Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать над словами. Сегодня я расскажу вам сказку:
Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И больше всего она любила… А что любила — прочитайте (запись на доске):
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
— Назовите одним словом. (Фрукты.)
— Скажите первые буквы, и вы получите имя девочки. (Галя.)
— Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила): «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!». И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:
КАРАВАЙ. (Открывается рисунок.)
— Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьезную работу.
II. Чтение, наблюдение над словами.
— Каравай дает первое задание:
Прочитайте названия жителей его страны:
БУЛКИ
ПИРОГИ
КАЛАЧИ
БАРАНКИ
ЛЕПЕШКИ
ПРЯНИКИ
БАТОНЫ
— Назовите одним словом. (Хлеб.)
— Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова оканчиваются на -и (-ы), они обозначают много предметов.)
— Как вы думаете, на что же указывает буква -и или -ы в конце? (Ответы детей.)
Вывод: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают окончания -и (-ы).
— Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: река, книга, лон, лес. (Обратить внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я.)
Второе задание. Прочитайте слова:
ХЛЕБ
ХЛЕБНЫЙ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБНИЦА
НАХЛЕБНИК
Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении.)
Определение значений слов, составление словосочетаний.
Физкультминутка
1. Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают.)
2. Из зернышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх.)
3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют. (Изображают руками.)
4. Удобряют и защищают с самолета от вредителей. (Изображают самолет.)
5. Хлеб созрел, его убирает комбайн. (Имитация всех действий.)
6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают.
7. Из муки замешивают тесто.
8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.
(Физкультминутка сопровождается показом серии рисунков, иллюстрирующих выращивание хлеба.)
III. Работа по «Азбуке» (с. 127, текст «Там, где хлеб растет»),
— Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше. (Читает учитель, повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке.)
Физкультминутка
IV. Работа над прочитанным.
— Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел?
Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:
АВТОБУС
ТРАМВАЙ
МОЛОКОВОЗ
ТРОЛЛЕЙБУС
ТРАКТОР
ГРУЗОВИК
КОМБАЙН
САМОЛЕТ
— Какие правила дорожного движения необходимо помнить на дороге?
— Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей. (Тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик.)
V. Обобщение.
— Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей… Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)
— Прочитаем вывод, который записан на с. 128, вверху. (Жужжащее чтение; индивидуальное.)
— Как вы понимаете эти слова?
Домашнее задание:
— На прощание Каравай подарил всем корзину с баранками, но это не простые баранки, а с заданиями. На красных баранках — задания потруднее, на желтых — полегче. Выберите себе любое и дома подготовьтесь к выразительному чтению стихов, загадок и пословиц о хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьезную работу.