Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Поделиться:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что у нас над головой?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: уточнить знания о дневном и ночном небе; сообщить элементарные сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы; развивать представления о форме и размерах предметов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; находить на небе Большую Медведицу.

Оборудование: видеозапись ночного неба или слайды, куб, тарелка, мяч, ковш, конверт с вопросами и загадками, школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия»; у учащихся — пластилин, принадлежности для лепки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Муравьишка Вопросик вам принес в конверте вопросы.

(Учащиеся по очереди выходят и отвечают на вопросы.)

— Как называется наша страна?

— Какие народы живут в России?

— Чем различаются представители разных народов?

— Что у них общего?

— О каких народах своего края вы узнали у взрослых?

— Какие символы нашего государства вы знаете?

— Как выглядит наш флаг?

— Какие достопримечательности можно увидеть в Москве?

— О каких праздниках вы прочитали в школьном словарике?

III. Самоопределение к деятельности

— В конверте у Муравьишки Вопросика есть что-то еще. Это загадки. Отгадайте их.

(Отгадки учитель записывает на доске.)

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце.)

 

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только —

От него осталась долька. (Луна.)

 

На черный платок

Просыпано просо,

Пришел петушок,

А склевать не просто. (Звезды.)

— Сравните эти слова. Что у них общего? (Все это мы можем увидеть на небе.)

— А что вы можете сами рассказать об этих небесных телах? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей.)

— Чтобы проверить, правильно ли вы предположили, прочитайте тему урока нас. 18 учебника. (Что у нас над головой ?)

— Прочитайте, о чем мы узнаем и чему научимся на уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения за ночным и дневным небом

— Какие небесные тела можно увидеть днем, а какие ночью? (Днем можно увидеть Солнце, а ночью — Луну и звезды.)

Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба.

(Если есть возможность, можно показать слайды с изображением ночного неба. Во время демонстрации можно прочитать вслух описание ночного неба (атлас-определитель «От земли до неба», с. 208, первый абзац).)

— Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное.)

2. Игра «День-ночь»

(Если учитель говорит слово «ночь», учащиеся должны положить голову на стол и закрыть глаза, если слово «день» — сесть красиво.)

3. Моделирование

— Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась еще одна загадка. Попробуйте ее отгадать.

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и Солнце.)

— С чем в загадке сравнивается небо? (С голубым платком.)

— А Солнце? (С алым колобком.)

— Посмотрите на предметы, которые принес Муравьишка.

(Учитель выставляет на полку куб, тарелку и мячик.)

— Муравьишке интересно, с каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Солнце похоже на мяч.)

Правильно, мы видим в небе Солнце, похожее на круг, на тарелку, но на самом деле Солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка.

— Достаньте пластилин. Вылепите из него модель Солнца. Какого цвета пластилин вы будете использовать? (Желтого.)

— Еще раз внимательно рассмотрите Солнце на с. 18 учебника. (Учащиеся рассматривают рисунок и лепят модель Солнца.) Мудрой Черепахе понравились ваши солнышки. Вы хорошо потрудились. Молодцы!

— Наши солнышки маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Ответы детей.)

Солнце — огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли.

— А можем ли мы долететь до Солнца? (Ответы детей.)

Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.

V. Физкультминутка

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, Муравьишка приготовил для вас вопрос.

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы.)

(Если дети затрудняются, учитель предлагает найти ответ в учебнике.)

— Найдите рисунок вверху на с. 19. Что вы видите? (Медведицу.)

Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, очень хотите узнать, почему? Тогда я расскажу вам древнюю сказку.

Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын — охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие.

— Обратите внимание на рисунок в учебнике. Сколько ярких звезд в созвездии? (Семь.)

— Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш.)

(Учитель демонстрирует кухонный ковш.)

2. Работа у доски

— Кто желает нарисовать на доске звезды, которые образуют ковш Большой Медведицы?

(У доски одновременно работают три человека.)

Молодцы! Муравьишка и Мудрая Черепаха довольны вашей работой.

3. Моделирование

— А как можно изготовить модель ковша?

— Попробуйте сами вылепить такую модель из пластилина.

(Работа в парах.)

— Как вы думаете, существуют ли другие созвездия? Какие вы знаете? (Ответы детей.)

В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды — это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце, — красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики.

(Если позволяет время, можно почитать школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия».)

— С помощью атласа-определителя сделайте модели еще одного-двух созвездий.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 10).

— Посмотрите в окно. Понаблюдайте за облаками. Какие сегодня облака? Отметьте в тетради.

№2 (с. 10).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по учебнику (с. 19).)

5. Знакомство с научным дневником

Ребята, наши друзья Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам побывать в роли астрономов, наблюдающих за звездами и Луной. Для этого они хотят вас познакомить с научным дневником в ваших тетрадях.

(Учащиеся открывают дневник. Учитель читает и объясняет первое и второе задания (с. 2—3).)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 19, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились?

— Покажите, какие модели Солнца и созвездий у вас получились.

Рекомендации для занятий дома

1. Вместе со взрослыми вести наблюдения за Луной и созвездием Большой Медведицы, записывать результаты.

2. Вместе с родителями почитать школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия».

3. Самые любопытные могут узнать и рассказать в классе о других созвездиях.

Дополнительный материал

Большая Медведица

У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды — и все подряд,

Как алмазные, горят!

Среди звезд, больших и ярких,

Чуть видна еще одна:

В середине рукоятки

Приютилася она.

Ты получше приглядись,

Видишь, две звезды слились?

Та, которая крупнее,

Называется Конем.

А малышка рядом с нею —

Всадник, скачущий на нем.

Замечательный наездник

Этот звездный принц Алькор,

И несет его к созвездьям

Конь Мицар во весь опор.

Треплет конь золотогривый

Золоченую узду.

Правит Всадник молчаливый

На Полярную звезду.

Ю. Синицын

Большая Медведица

В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Из самых ярких звезд они мысленно составляли различные рисунки и придумывали к ним сказочные истории.

Например, созвездие из семи ярких звезд, похожее на огромный небесный ковш, они называли Большая Медведица. Это созвездие они видели на небе круглый год.

Четыре звезды образовали ковш, а три звезды — длинную ручку. Эти семь звезд — самые яркие в созвездии. Кроме них есть еще множество слабо мерцающих звездочек.

У средней звезды ручки есть свое имя. Это звезда Мицар. Мицар — значит «конь». Рядом с Мицаром чуть заметна еще одна звездочка. Ее назвали Алькором. Алькор значит «всадник». Если человек видит не только яркий Мицар, но и слабо светящийся Алькор, он будет метким стрелком и хорошим воином.

***

Созвездий очень много — 88. Но не все из них яркие и заметные. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звезд очень трудно или даже невозможно рассмотреть то, о чем говорит название созвездия. Большая Медведица, например, напоминает ковш; очень трудно представить себе на небе жирафа или рысь.

На карте звездного неба целый ряд созвездий своими названиями напоминает нам легенду о корабле Арго и аргонавтах. Золотое руно — это шкура Овна. Предводитель аргонавтов Ясон усмирил меднокопытных быков (созвездие Тельца) царя Колхиды. Геракл (созвездие Геркулеса) победил немейского льва и дракона, его противником был также Рак. На небе есть созвездия Жертвенник, принадлежащий Ясону, Чаша волшебницы Медеи, Гидра — еще один дракон, охраняющий золотое руно, а также Ворон — символ волшебства и смерти. Хирон — составитель звездной карты — поместил себя в виде Кентавра (созвездие Центавр), не забыв при этом лиру — свой любимый музыкальный инструмент. И, конечно, почетное место на южной полусфере небосвода занимает Корабль Арго.

В древности, когда еще не все небо было разбито на созвездия, многие звезды не имели наименований. В эпоху Средневековья арабские астрономы дали имена наиболее ярким звездам. Самая яркая звезда в данном созвездии обозначалась первой буквой греческого алфавита «альфа», вторая по яркости звезда — буквой «бета» и т. д.

Автор: Максимова Т. Н.