Урок окружающего мира в 1 классе «Что вокруг нас может быть опасным?». УМК Плешаков

Поделиться:

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс «Что вокруг нас может быть опасным?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: учить выявлять опасные предметы домашнего обихода и соблюдать осторожность при обращении с ними; повторить правила перехода улицы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода и соблюдать осторожность при обращении с ними; характеризовать опасность бытовых предметов; моделировать устройство светофора.

Оборудование: компьютер, кроссворд, предметы, которые могут быть опасными (газовая плита, электрическая плита, утюг, пылесос, телевизор, магнитофон, кофемолка, люстра, чайник, миксер, ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки, спички) или картинки с их изображением, карточки с номерами телефонов 01,02, 03, 04, круги (красный, желтый, зеленый); у учащихся — цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Кто сможет показать и назвать все части нашего компьютера?

(Выходят желающие ученики, показывают и называют части компьютера. Можно использовать и такой вид работы: дети называют части компьютера, а вызванный ученик показывает их. Затем этот ученик выступает в роли учителя, он показывает части компьютера, а остальные называют их.)

— Какие правила работы на компьютере вы выяснили дома? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 14, с. 26).)

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка и Мудрая Черепаха сегодня для вас постарались и принесли кроссворд. Разгадайте его, и вы узнаете тему урока.

Урок окружающего мира в 1 классе «Что вокруг нас может быть опасным?». УМК Плешаков

1. Водное животное, тело которого покрыто чешуей. (Рыба.)

2. Животное, тело которого покрыто шерстью. (Зверь.)

3. Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое?

Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звезды.)

 

4. Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем…

— Назовите время года. (Осень.)

5. Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой, проигрывать музыку. (Компьютер.)

6. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

7. Состоит из раковин морских животных. (Известняк.)

8. Очень прочен, и его часто используют в строительстве. (Гранит.)

9. Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (Зоопарк.)

10. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение.)

11. Животное, тело которого покрыто перьями. (Птица.)

12. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

— Какое слово получилось в выделенном столбике? (Безопасность.)

— Что оно означает? (Состояние, при котором не угрожают никакие опасности.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О безопасности.)

— Прочитайте тему урока на с. 46 учебника. (Что вокруг нас может быть опасным?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

Самые обычные вещи в нашем доме могут стать опасными, если с ними неосторожно обращаться. Один архитектор назвал дом «машиной для жилья».

— Как вы думаете, почему? (В доме много механизмов, приборов.) Правильно. Дом — это не просто стены и крыша. На самом деле дом устроен очень сложно. В нем проходят трубы с горячей и холодной водой, с газом, а иногда и большие трубы для мусора — мусоропровод. Если дом высокий, в нем есть лифт. Еще в каждом доме много всяких электропроводов — для плиты, телефона, телевизора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, магнитофон. Все эти вещи человек сделал для своего удобства.

— Почему же они могут принести беду? (Ответы детей.)

Любая вещь может быть и безопасной, и опасной. Может помогать, а может мешать и даже угрожать. Вещь не живая, и своего отношения к человеку у нее нет. «Оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

— Рассмотрите рисунки на с. 46 учебника. Какие опасности могут нести изображенные предметы? (Ответы детей.)

— О какой из этих вещей говорится в загадке?

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели ши, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита.)

(Учитель вешает на доску картинку с изображением газовой плиты.)

К газовой плите на кухне лучше без нужды не подходить. За огнем пусть следят взрослые — они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не случился пожар. С газом не стоит шутить. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки все идет и идет — это очень опасно! Надышавшись газом, человек может сильно отравиться. Если в кухне накопится много газа, то он может взорваться от одной искры.

— Почему газ может наполнить кухню? (Ответы детей.)

Это может произойти, если, например, на плите что-то варилось, а огонь потух. Его может задуть ветер из открытого окна или залить суп, убежавший из кастрюли. А еще газ может выйти прямо из трубы, если в ней появилось трещина.

— Газ нельзя увидеть, но как мы сможем понять, что газ наполнил кухню? (По запаху.)

Правильно. Газ специально делают пахучим, когда отправляют с газовой станции в наши дома.

— Что же нужно сделать, если почувствуешь запах газа? (Сказать взрослым, открыть окно.)

Правильно. Запомните, что в это время нельзя зажигать огонь и нельзя включать электроприборы, потому что где-нибудь может проскочить искра, и газ может тут же взорваться. Если запах сильный, нужно позвонить в газовую службу. Звонить лучше от соседей — искра может проскочить и в телефонном аппарате.

— Кто знает телефон газовой службы? (04.)

(Учитель вывешивает карточку с номером телефона рядом с изображением газовой плиты.)

— Ребята, а у кого из вас дома есть газовая плита?

(Учащиеся поднимают руки.)

— У кого другие плиты?

(Учащиеся поднимают руки.)

— А кто знает, как называется такая плита? (Электрическая.) (Учитель вешает на доску картинку с изображением электрической плиты.)

Кухонная плита может быть и электрической. Здесь нет открытого огня, но играть с ней, крутить ручки все равно не стоит. Электрический ток не любит неосторожных и глупых людей.

А еще электричество не любит соседства с водой. Это надо знать и никогда не трогать провода или электроприборы мокрыми 

руками.

Урок окружающего мира в 1 классе «Что вокруг нас может быть опасным?». УМК Плешаков

Электричество получают на специальных станциях. А потом по проводам оно приходит в наши квартиры.

— Какие приборы заставляет работать электричество? Разгадайте загадки.

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед. (Пылесос.)

 

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

 

Полюбуйся, посмотри —

Полюс Северный внутри!

Там сверкают снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник.)

 

Что за чудо, что за ящик?

Сам — певец и сам — рассказчик.

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор.)

— Какие приборы, работающие от электричества, есть в ваших квартирах? (Магнитофон, кофемолка, люстра, чайник, миксер и др.)

(Учитель показывает предметы или их изображения.)

— Что же вы будете делать, если заметите неполадки с электричеством: задымился провод, проскочила искра, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку? (Скажем взрослым.)

Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы — может ударить током.

Нужно запомнить правило: когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.

— Как вы думаете, почему? (Может возникнуть пожар.)

— Рассмотрите рисунки на с. 46. Только ли от электрических приборов может возникнуть пожар? (Нет. Пожар может возникнуть от газовой плиты и если баловаться спичками.) (Учитель показывает спички.)

— Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить при пожаре? (01.)

(Учитель вешает на доску карточку с номером телефона.)

— Какие еще опасности могут возникнуть от неосторожного обращения со спичками, утюгом, кухонными плитами? (Можно получить ожог.)

— Назовите еще один предмет, при неосторожном обращении с которым можно получить ожог. (Чайник. Если неосторожно снять с плиты чайник с кипящей водой.)

— Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали помощь в случае получения травмы? (03 — скорая помощь.)

(Учитель вешает на доску карточку с номером телефона.)

— Найдите на рисунке предметы, при неосторожном обращении с которыми нам может пригодиться номер 03. (Роликовые коньки.)

— Почему? (Если неосторожно кататься, можно получить травму.)

— Назовите другие предметы, при неосторожном обращении с которыми можно получить травму. (Ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки.)

(Учитель показывает предметы.)

— О каком предмете, изображенном на рисунке, мы еще не говорили? (О домашней аптечке.)

— Чем она может быть опасна? (Ответы детей.)

Иногда могут быть опасными самые знакомые и простые вещи. Например, витамины — они сладкие и сделаны специально для детей. Но если съесть их сразу много, то на лице и руках может появиться красная сыпь или, хуже того, вы получите отравление. Поэтому витамины можно брать только в присутствии взрослых — они точно знают, сколько ребенку нужно принимать витаминов в день. Обычно не больше одной штуки. А лекарства, всякие таблетки вообще не стоит трогать. Они нужны, если их выписывает врач. Здоровому организму они могут сильно навредить. Нужно помнить, что совсем безопасных лекарств не бывает.

— Посмотрите внимательно на рисунки. Какой из названных предметов может нанести вред вашему здоровью? Почему? (Телевизор. Если смотреть подолгу и сидеть близко к экрану, то можно испортить зрение.)

— Что случилось с Черепахой? (Черепаха неосторожно пользовалась ножницами и поранила лапку.)

— Какой вывод сделала Мудрая Черепаха? (Ответы детей.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 32).

— Рассмотрите рисунки. Какой предмет лишний в каждой группе? Обоснуйте свой ответ.

V. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево!

Тихо сели, вновь за дело!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки вверху на с. 47. Сформулируйте правила перехода улицы. (1. Переходить улицу по пешеходному переходу. 2. Переходить улицу на зеленый сигнал светофора.) (На доске демонстрируются изображение светофора и знак «Пешеходный переход».)

— А на улице вы уже видели этот знак? Где его устанавливают? (Ответы детей.)

— Встречается ли на вашем пути в школу светофор?

2. Моделирование

— Мудрая Черепаха приготовила для вас задание. Но прежде чем вы приступите его к выполнению, отгадайте загадку.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор.)

— Вырежьте из приложения в рабочей тетради модель светофора и склейте.

Чтоб по улицам шагать,

Надо очень много знать,

Как таблицу умноженья

Помнить правила движенья.

 

У любого перекрестка

Нас встречает… (светофор)

 

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зеленый — проходи!

Желтый — лучше подожди.

Если свет зажегся красный

Значит, двигаться опасно.

3. Творческое задание

— По рисунку на с. 47 составьте сказку о том, как муравьишки учились переходить дорогу.

(Если есть возможность, можно пригласить на урок сотрудника ГИБДД.)

4. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 32).

— Рассмотрите рисунки. Чем отличаются эти светофоры? Раскрасьте сигналы светофора.

— Посмотрите на второй рисунок. Как называется этот дорожный знак? Где его устанавливают?

— Выполните задание.

VII. Рефлексия

1. Игра «Опасно — безопасно»

(Учитель называет предметы: стол, ножницы, подушка, спички, утюг, рубашка, конфета, матрешка, книга, таблетка, дорога и т. д. Если предмет может быть опасным, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

2. Игра «Светофор»

(У учителя три круга: красный, желтый, зеленый. Учитель показывает детям красный круг — дети стоят на месте, желтый — руки на пояс, зеленый — ходьба на месте.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали, что самые обычные вещи могут стать опасными. Когда это может произойти? (Если с ними неправильно или неосторожно обращаться.)

— Повторите правила перехода улицы.

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 33).

2. По дороге домой найти знак «Пешеходный переход».

Дополнительный материал

В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили так, как кому захочется. А сегодня улицы больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами и трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной: машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не успевали бы к больным, пожарные — на пожар…

Чтобы беспорядка не было, составили правила уличного, или дорожного, движения — законы улиц и дорог. Каждому предоставлено свое место на улице: транспорту — проезжая часть, а пешеходам — тротуар или обочина дороги.

Переходить улицу в городе с большим движением транспорта можно только по обозначенной белыми полосами переходной дорожке или подземному переходу. Если нет ни того, ни другого, переходить улицу нужно на перекрестке.

Перекресток — важнейшее место на улице. Именно здесь часто происходят аварии, если водители и пешеходы не соблюдают правил дорожного движения. На перекрестках движением управляет светофор, у него три сигнала: красный, желтый и зеленый, а иногда есть еще сбоку фонарики со стрелками. Проезд и проход разрешены только по направлению, в котором горит зеленый свет. А на красный свет проезд и проход запрещены, даже если на дороге не видно ни одного автомобиля.

Автор: Максимова Т. Н.