Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Как живет семья? Проект «Моя семья» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть имена, отчества, фамилии членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.
Оборудование: карточки с вопросами «Как?», «Откуда?», «Куда?», ребус; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
Дорогие исследователи, мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника. Здесь мы нашли ответы на многие вопросы.
— Откройте учебники на с. 55 и скажите, на какие вопросы мы найдем ответы, изучая темы следующего раздела. (Как? Откуда? Куда?)
(Учитель выставляет карточки с соответствующими вопросами.)
— Прочитайте на с. 55, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Придумайте вопросы к этому разделу, используя слова-помощники.
— О чем вам захотелось узнать?
(На доске ребус: 7Я.)
— Муравьишка принес ребус. Какое слово он зашифровал? (Семья.)
— Что такое семья? (Это самые близкие люди.)
— Используя наши слова-помощники и слово «семья», придумайте вопрос сами.
(Учащиеся задают различные вопросы, учитель отмечает самые интересные из них.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О семье.) ~ Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Прочитайте на с. 56.
III. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки на с. 56 — 57. Это семьи первоклассников — Даши и Алеши. Попробуйте рассказать об этих семьях. Договоритесь с соседом по парте, кто о какой семье будет рассказывать. Что интересного происходит в этих семьях?
(Работа в парах.)
— А что интересного происходит в вашей семье? Расскажите Об этом, называя по имени и отчеству членов своей семьи.
— Ребята, а что было бы, если бы у человека не было семьи? Порассуждайте об этом. (Ответы детей.)
— Что же объединяет всех членов семьи? (Любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 35).
— Что такое семья? Нарисуйте свою семью.
IV. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел —
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над проектом
Ребята, сколько интересного вы рассказали о своей семье. Какие замечательные ваши мамы и папы, а также бабушки и дедушки. Но я уверена, что вы не все успели рассказать. А так хочется узнать вас поближе. Вам предстоит выполнить проект «Моя семья», поэтому впереди у нас много новых открытий.
— Ребята, у кого в семье есть фотоальбом? А для чего он нужен? (Ответы детей.)
— Давайте рассмотрим фотографии из семейных альбомов на с. 58—59 учебника. Поразмышляйте, что думают и чувствуют эти дети и взрослые. (На фотографиях дети и взрослые улыбаются, значит, им весело и хорошо вместе, они помогают друг другу, учатся друг у друга.)
Я уверена, что и в ваших семейных альбомах есть замечательные фотографии, которые могут рассказать о жизни вашей семьи. |
— Подготовьте вместе с родителями фоторассказ о жизни своей семьи. Решите, какую часть работы будет выполнять каждый член вашей семьи. А на последнем уроке, посвященном данному разделу, вы выступите с презентацией своих проектов.
(Проекты учащиеся оформляют в рабочей тетради (с. 36—37).)
VI. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 57, в рамке).) >
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор )
VII. Подведение итогов урока
_ О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Какой проект вам предстоит выполнить?
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 35).
2. Обсудить проект «Моя семья».
3. Выучить имена, отчества, фамилии всех членов семьи.
Дополнительный материал
Семья
Это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сестры и братья, бабушки и дедушки — самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Вы вырастете, полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети — и родится новая семья.
Семья — самая необходимая ячейка общества. Стоит ли доказывать, что это так? И все же давайте вместе подумаем: чем мы все обязаны семье? Наверное, прежде всего тем, что существуем. Мы появились на свет, потому что наши мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появлялись новые люди.
Рождение ребенка — это и большая радость, и большая ответственность. Ведь он еще совсем беспомощный, и его надо вовремя накормить, помыть, сменить одежду. Родители учат его ходить, говорить, рассказывают ему сказки, играют с ним, гуляют, знакомят с окружающим миром.
В школьные годы семья помогает детям учиться, находить свое место в коллективе одноклассников. Родители и другие взрослые члены семьи пробуждают в ребенке чувства совести и справедливости, знакомят с правилами поведения в обществе и нормами морали. Они учат его быть честным, не брать чужое, уважать старших, любить Родину, ценить ТРУД людей и многому другому. Следовательно, семья нужна еще и для того, чтобы помочь ребенку стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Но семья не сможет хорошо заботиться о детях, сохранять доброжелательную, благоприятную для воспитания атмосферу, если у нее не будет всего того, что нужно для нормальной жизни. Поэтому взрослые члены семьи работают. Но трудятся они не только ради себя и своей семьи. На работе они делают то, что нужно и другим людям. Значит, семья еще и трудовая ячейка общества, она вносит большой вклад в его благополучие.
И наконец, семья испокон веков считалась хранительницей домашнего очага, здорового образа жизни. В кругу родных вы находите то теп- человеческих отношений, взаимопонимание и сочувствие, которые всегда можно найти даже среди близких друзей.
Автор: Максимова Т. Н.