Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему «Как путешествует письмо?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки).
Оборудование: тетрадный лист, конверт с письмом, таблички со словами «отправитель», «адресат», два конверта (с маркой и без марки), коллекция марок, видеофрагмент или слайды о голубях- почтальонах; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Как вырабатывается электричество?
— Какие приборы работают на электричестве?
— Какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами?
— Какие электроприборы есть у вас дома, и какие правила обращения с ними вы обсудили с родителями? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 17, с. 29—30).)
III. Самоопределение к деятельности
— Муравьишка что-то спрятал от вас за спиной. Отгадайте, что это.
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь —
За море умчится. (Письмо.)
(Учитель показывает письмо от Муравьишки.)
— А кто из вас уже получал письма? Откуда?
— Как они до вас дошли? (По почте.)
— А что еще можно получить по почте?
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О письмах, о том, как они до нас доходят.)
— У нашего Муравьишки появилась идея — написать письмо Другу. И он задумался над тем, как путешествует письмо. А вы, ребята, знаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Как путешествует письмо?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой,
IV. Работа по теме урока
— Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни? (Можно передать кому-то какое-то сообщение, можно поздравить родных или друзей с днем рождения телеграммой, можно отправить кому-то посылку или ценные бумаги, документы и т. д.)
— Рассмотрите рисунок на с. 64.
Оказывается, в далекой-далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш Муравьишка очень хочет рассказать своему другу о том, чему научился в 1 классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем Муравьишке.
— Какие слова вы видите на рисунке? (Отправитель, адресат.) (Учитель выставляет таблички с данными словами.)
— Кто такой отправитель? (Муравьишка. Тот, кто отправляет письмо.)
— Кто такой адресат? (Друг Муравьишки. Тот, на чей адрес приходит письмо.)
— Вырежьте картинки из рабочей тетради (с. 65) и расположите их на данном рисунке в правильном порядке.
(Проверка — сначала в парах, потом коллективная.)
— Теперь поменяйте местами картинки и попросите соседа по парте найти ошибки.
V. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
Муравьишка Вопросик понял, как его письмо сможет найти его друга. А Мудрая Черепаха принесла ему два конверта.
(Учитель показывает два конверта — один с маркой, другой без марки.)
— Какой конверт должен выбрать Муравьишка, чтобы отправить письмо? (С маркой.)
— Почему? (Ответы детей.)
Правильно. Марка оплачивает путешествие письма. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Многие взрослые и даже дети коллекционируют марки.
(Учитель показывает коллекцию марок.)
— Что еще можно отправлять по почте? (Открытки, посылки, бандероли.)
— Найдите их на верхнем рисунке на с. 65.
— А теперь рассмотрите рисунки и фотографию на с. 65 и выскажите свои предположения о том, что на них изображено и как это связано с темой урока.
(Обсуждение в группах, после которого учитель дает возможность высказать свое мнение каждой группе.)
Много лет назад, когда не было почты, не было поездов и самолетов, радио и телеграфа, почтальоном был голубь. Его так и называли — почтовый голубь.
(Учитель демонстрирует слайды или видеофрагмент о голубях-почтальонах.)
Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных — на 500 км и более — мест. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио и телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение. Однако еще совсем недавно — во время Второй Мировой войны — голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.
Во Франции и в Англии голубям-почтальонам поставлены памятники.
Интересно, что почти 100 лет назад во французской армии использовали автомобиль-голубятню, который вы видите на фотографии в учебнике.
— Что нужно Муравьишке точно знать, чтобы его письмо дошло до друга? (Его домашний адрес.)
Конечно, без точного адреса письмо не дойдет до адресата, о не менее важно написать на конверте и обратный адрес. Если адресат уже не проживает по данному адресу, то письмо вернется обратно.
— Кто из вас уже хорошо знает свой домашний адрес? (Учащиеся называют свои адреса.)
— А кто-нибудь знает свой почтовый индекс? Спросите о нем у взрослых.
(Если позволяет время, то на уроке можно прочитать стихотворение С. Михалкова «Почта».)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 42).
— Рассмотрите картинки с изображением почтовых марок.
— Выполните задание.
№2 (с. 42).
— Рассмотрите рисунки. Выполните задание.
— Для чего на почте нужны весы, почтовый штемпель, сортировочный ящик?
№ 3 (с. 43).
— Что можно отправлять по почте? (Письма, посылки, бандероли.)
— А что можно отправить, если мы хотим поздравить своего друга или подругу с каким-либо праздником?
— Нарисуйте открытку для своего друга или подруги.
— Как можно отправить открытку? (Ее нужно положить в конверт.)
(Конкурс открыток.)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадки.
К дому-невеличке
Подлетают птички.
Весточки, приветы
Понесут по свету. (Почтовый ящик, письма.)
Без крыльев, а летят,
Без языка, а говорят. (Письма.)
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет? (Самолет.)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд.)
Дома из жести,
А жильцы в них — вести. (Почтовые ящики.)
— Как самолет и поезд связаны с темой нашего урока?
— Почему письма отправляются в путешествие на самолете или на поезде? (На самолете письма отправляют в дальние страны, на поезде — на близкие расстояния.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Мы определили этапы путешествия письма. Как это происходит? (От отправителя к адресату по почте.)
— Какие виды почтовых отправлений вы запомнили? (Письма, посылки, бандероли, телеграммы и. т. д.)
Рекомендации для занятий дома
1. Узнать у взрослых и выучить свой домашний адрес и почтовый индекс.
2. При желании написать письмо своей бабушке (дедушке, тете, брату, маме, однокласснику). С помощью взрослого правильно подписать конверт.
Дополнительный материал
Загадки
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Конверт.)
Очень к нам оно хотело,
Ехало, летело,
По морю плыло,
Наконец… пришло. (Письмо.)
На стене на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Почтовый ящик.)
Я синего цвета,
Вишу на стене,
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик.)
В чем ценность марок?
Лишь в одних Соединенных Штатах Америки марки собирают несколько миллионов человек. Среди них немало настоящих знатоков, тонко разбирающихся в том, сколько может стоить каждая марка из их коллекции. Другие же лишь отдаленно представляют себе, в чем именно стоит ценность того или иного экземпляра.
На сегодняшний день в каталоге марок насчитывается более двухсот тысяч экземпляров различных марок. Каким же образом удается установить стоимость каждой отдельно взятой марки?
Если у марки имеются какие-то изъяны, то она не стоит почти ни гроша. Изъяны могут быть какие угодно, ведь марку можно порвать или помять. Она может потерять свой первоначальный цвет, или же рисунок на ней из-за неправильного хранения может испортиться. И если такая марка не принадлежит к разряду чрезвычайно редких, то тогда можно быть уверенным, что она практически ничего уже больше не стоит.
Марки без клея на обратной стороне не пользуются особым спросом, и купить их можно относительно недорого. Падает цена марки и в том случае, если у нее повреждены или отсутствуют зубчики или же рисунок марки трудно разобрать за штемпелем.
Так в чем же заключается ценность марки? Первым делом она определяется тем, редкая ли эта марка или нет. Если марок этого вида было напечатано совсем немного, или же их очень мало сохранилось, или при печатании марок были допущены какие-то ошибки, и очень небольшое их число попало в руки коллекционеров, то тогда, скорее всего, эти марки будут стоить очень дорого.
Одной из наиболее известных и редких в наше время остается марка, выпущенная в 1847 г. на Маврикии. Этот небольшой кусочек бумаги с рисунком оранжевого цвета стоил тогда всего-навсего одно пенни. Но вместо слов «почтовая оплата» на этой марке по ошибке напечатали слова «почтовая служба». Множеству коллекционеров и надеяться не приходится на то, что в их руки когда-нибудь попадут столь редкие и ценные марки. Большинство из них собирают, а вернее, стараются собирать полные наборы марок какой-то одной страны. Другие же гоняются за юбилейными марками, выпущенными в честь каких-то выдающихся личностей или событий.
Собирание марок приносит немало удовольствия, даже если и не посчастливится заполучить в свою коллекцию какую-нибудь редкость.
Автор: Максимова Т. Н.