Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Плешаков

Поделиться:

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему «Откуда в наш дом приходит электричество?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить со схемой выработки электричества и способом его доставки потребителям; рассказать о значении электроприборов в жизни современного человека; учить соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами; обсудить необходимость экономии электроэнергии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Оборудование: свеча, лучина, керосиновая лампа, картина (слайды, фрагменты диафильма) с изображением крестьянской избы, освещенной лучиной, приборы, работающие от электрического тока (магнитофон, кофемолка, электрочайник), или картинки с их изображением, рисунки, иллюстрирующие правила безопасного обращения с электроприборами, картинки (слайды, видеофрагменты, фрагменты диафильма), иллюстрирующие работу гидроэлектростанций, электрические батарейки различных видов, фонарики, работающие от круглых и плоских батареек; у учащихся — детали электроконструктора, цветные карандаши, разноцветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Откуда в наш дом приходит вода?

— Куда загрязненная вода уходит из нашего дома?

— Какую воду можно пить?

— Какие плакаты или предупреждающие знаки вы нарисовали?

(Учащиеся вывешивают свои рисунки на доску и рассказывают, что нарисовали.)

III. Самоопределение к деятельности

— Ой, смотрите, Муравьишка принес лампочку на урок, а вместе с ней и загадку. Отгадайте ее.

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно. (Электричество.)

— А откуда же приходит в наш дом электричество? (Ответы детей.)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Об электричестве.)

— Прочитайте тему урока на с. 62 учебника. (Откуда в наш дом приходит электричество?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Что раньше люди использовали для освещения дома? (Свечи, лучину, керосиновый фонарь.)

(Учитель демонстрирует эти предметы. На доске появляется изображение крестьянской избы, освещенной лучиной. Можно показать слайды, фрагмент диафильма.)

Электрический ток заставляет работать электрическую лампочку.

— А как еще нам помогает электричество? (Ответы детей.) 

— Рассмотрите рисунок на с. 62. Назовите приборы, которые изображены. Для чего они служат? (Ответы детей.)

— Есть ли среди них приборы, которые выполняют одинаковую работу? Назовите их.

— Есть ли среди них электроприборы? Обозначьте их фишками.

— Какие электрические приборы есть у вас дома? (Ответы детей.) (Учитель демонстрирует предметы, работающие от электричества (магнитофон, кофемолка, электрочайник и т. п.), или картинки с их изображением.)

— Что общего между этими предметами? (Все они работают от электричества.)

Электрическая сила зажигает свет, нагревает утюг, заставляет работать пылесос, холодильник и многое другое. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Чтобы электричество всегда было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

1. Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.

(На доске рисунок.)

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Плешаков

2. Не вынимай вилку их розетки, дергая за шнур, — он может оборваться и оголить провод, по которому проходит электрический ток.

(На доске рисунок.)

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Плешаков

3. Не прикасайся к оголенным проводам!

(На доске рисунок.)

Урок окружающего мира в 1 классе. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Плешаков

4. Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.

5. Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.

(Далее учитель или хорошо читающий ученик читает слова Мудрой Черепахи на с. 62.)

V. Физкультминутка

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это… (электричество).

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 63. Что вы видите? (Плотину. Электростанцию.)

— Опишите, пользуясь этим рисунком, путь электричества в наш дом. (Ответы детей.)

(Учитель показывает картинки с изображением гидроэлектростанции.)

Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.

(По возможности показать слайды или видеофрагменты о работе гидроэлектростанции.)

— Как вы думаете, почему нужно экономить электроэнергию? (Ответы детей.)

— Как это можно делать? (Выключать свет, когда он не нужен. Приобретать энергосберегающие лампочки.)

— Давайте теперь сочиним сказку о Муравьишке. Еще раз посмотрите на рисунок. Что вы видите? (Ответы детей.)

— Придумайте историю о том, как Муравьишка подружился с электричеством.

(Заслушиваются несколько историй. Далее учитель демонстрирует фонарики, работающие от батареек.)

— Почему горят лампочки в этих фонариках? Откуда здесь электрический ток? (Ответы детей.)

(Учитель достает из фонариков батарейки и демонстрирует их учащимся. Далее учитель показывает разные виды батареек.)

— Назовите приборы, которые также работают от батареек.

2. Практическая работа в парах

(Учащиеся под руководством учителя собирают электрическую цепь, используя детали электроконструктора. Затем рисуют собранную ими электрическую цепь в рабочей тетради (с. 40 — 41, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 41).

— Рассмотрите рисунки. Назовите приборы, которые работают от розетки. Соедините их линиями с розеткой.

— А какие приборы работают от батареек? Соедините их линиями с батарейками.

— Чем удобны электроприборы, работающие от батареек? (Их можно носить с собой.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).) I

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Мы проследили путь электричества в наш дом. Опишите его. (Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.)

— Почему надо беречь электроэнергию?

— Как этого можно добиться?

Рекомендации для занятий дома

Назвать электроприборы, которые есть дома, обсудить со взрослыми правила обращения с ними.

Дополнительный материал

Сказка «Средь дремучих лесов»

Средь зеленых лугов вилась, не торопилась речка Ленивка. Больше всего на свете боялась Ленивка работы. Только бы ей отдохнуть, только бы подремать. Рыба всплеснет — Ленивка рассердится, заволнуется, вся морщинами пойдет. Что, мол, глупая рыба, спать мне мешаешь!

Одно любила Ленивка: когда в нее, будто в зеркало, глядится Луна. Ведь от лунного света речки становятся красивыми…

Так и жила Ленивка. Знай, нежилась меж зеленых берегов. Вот однажды подошли к речке жители соседнего села:

— Ленивка, а Ленивка! Не стыдно тебе лентяйничать?! Принялась бы ты, голубушка, за дело. Силища-то в тебе огромная таится!

— Это еще за какое такое дело? Если камышинками шуршать или лодки качать, тогда пожалуйста, не откажусь. Помочь всегда рада, — отвечала речка.

— Да уж известное дело! На это ты мастерица! Нет, голубушка, другую службу нам сослужи — света у нас электрического в деревне не хватает. Вот и добудь его.

— Что вы, добрые люди! Работать — это не по мне, — зашумела речка. Уговаривали ее, уговаривали — все без толку. Домой несолоно хлебавши отправились.

На другой день снова к речке на поклон пошли.

— Передумали мы, Ленивка. Так и быть, отдыхай на здоровье, не работай. Только потеснись немножко. Перегородим мы тебя высокой стеной — всего-то и дел.

А Ленивка упрямится: не желаю в тесноте жить — и все тут. Согласилась лишь тогда, когда узнала, что за стеной она сможет вновь разлиться во всю ширь. Так и перегородили ее строители стеной-плотиной.

Долго не могла Ленивка привыкнуть к плотине. Все норовила своими волнами с пути ее смести. А плотина крепкая, не поддается. Билась, билась речка о каменную стену — надоело. И потекла она тогда в обход плотины, где для нее нарочно оставили лазейку.

Но людям этого мало. Снова зовут:

— Ленивка, а Ленивка!

— Что еще надо? Я слово сдержала, потеснилась — и хватит. Просите, не просите — работать все равно не буду.

— Да кто же тебя, глупая, работать заставляет? Мы развеселить тебя им, позабавить, игрушку подарить. Видала, как деревенские ребятишки весной запруды делают да колесики с деревянными лопаточками в воду окунают? Ручей бежит по лопаткам — шлеп-шлеп — колесико от этого вовсю вертится. Хороша игрушка?

— Ох, хороша! — отвечает речка. — Вот бы и мне такую!

— Подыщем, но ведь ты же не ручей — река. Для тебя мы игрушку побольше, покрепче смастерим.

— Скорей давайте мне вашу игрушку!

В тот же день пришли на речку строители и рядом с плотиной, как раз там, где лазейка для воды, поставили большущее колесо со стальными лопатками. Сделали дело, инструменты собрали и на прощание сказали: |

— Вот тебе игрушка, забавляйся!

А Ленивка того и ждала, как набросится на игрушку. Про камышинки и думать забыла.

Играла, играла — смотрит: опять люди на берегу. Не стала Ленивка дожидаться, что они скажут. Первой заговорила:

— За игрушку спасибо, по душе мне пришлась. А работать, просите, не просите, все равно не стану.

— Вот заладила! Да у нас к тебе совсем другой разговор. Видишь, построили мы домик. Хотим в нем машину поставить, тоже с колесиком. Но вот беда — вертеть-то его будет некому. Может, ты поможешь? Тебе так и так колесо-игрушку вертеть. А мы к ней нашу машину приладим. От водяного колеса и колесо машины завертится.

— Только и всего? — обрадовалась речка. — Это мне не жалко.

Люди скорей поставили в домике машину. Да какую! Которая дает электрический ток. А от домика провели во все стороны дорожки для тока — провода. Ленивка день и ночь забавляется своей игрушкой, бьет что есть силы по лопаткам водяного колеса. По одной — шлеп, по другой — шлеп, по третьей, по четвертой. Колесо вертится — заставляет работать машину в домике. Та дает электрический ток. Бежит ток по проводам-дорожкам. В дома завернет — лампочки зажжет, на ферму: заглянет — электродоилкой коров подоит, электромашинкой овец пострижет, электронасосом воду из глубокого колодца накачает.

— А Ленивка?

А Ленивка (хотя какая же она теперь Ленивка, если, сама того не зная, вовсю трудится!) каждый вечер, едва зажгутся повсюду электрические огни, тяжело вздыхает, выплескивает на берег волну и сама себя утешает:

— Вот и ладно, вот и хорошо. Видать, соседи и без меня обошлись, видать, другого помощника подыскали. — И еще усерднее принимается, вертеть свою любимую игрушку.

Работает, старается. На том сказка про маленькую речку и кончается.

История про большие реки

На свете не счесть больших, могучих рек с громадными электростанциями: Волга, Днепр, Дон, Ангара, Лена, Кама, Обь, Амударья, Иртыш, Енисей…

Вот уж где плотины, так плотины! Протянулись от берега до берега на несколько километров. По верху плотины — прямая, как стрела, шоссейной дорога. Внутри этой многоэтажной громадины просторные с огромными машинами, вырабатывающими электрический ток. Под ними кружатся «речкины игрушки» — большущие водяные колеса с лопатками-лопастями или ковшиками.

А по соседству — удивительная водяная дорога для кораблей. Им ведь через плотину не перепрыгнуть. Протянулась корабельная дорога рядом с плотиной, и по ней, как по водяной лестнице, из шлюза в шлюз поднимаются корабли. День и ночь идут разные суда — с нефтью и досками, с тракторами и зерном, с картофелем и арбузами.

Большие реки и их большие электростанции освещают города — далекие и близкие. Ток, который они дают, мчит по рельсам электропоезда, добывает в шахтах уголь, в рудниках — железную руду, на нефтепромыслах — нефть. Он заставляет работать на заводах и фабриках много-много различных станков.

Что горит в лампочке?

Посмотрим, как устроена лампочка. Вот пузатый стеклянный баллончик, вот на удлиненной его части металлический цоколь с нарезкой, чтобы лампочку можно было ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. Она-то, металлическая спиралька, и горит в лампочке.

Когда электрические лампочки только появились, их огонек сравнивали с огоньком свечки. Одна светила, как 15 свечей, другая ярче — как 30. А вообще-то электрическая лампочка никакого отношения к свечам не имеет. Свеча горит, потому что горит. А лампочка не горит, а светит. И за это надо сказать спасибо электрическому току.

Мчится ток по проводам, но они не светятся. Потому что провода — медные или алюминиевые — хорошо пропускают электрический ток. Но вот ток добежал до спиральки-волоска внутри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, поэтому-то и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит лампочка.

Загадки

Ночь. Но если захочу —

Щелкну раз — и день включу. (Выключатель.)

 

Висит груша —

Нельзя скушать. (Лампочка.)

 

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка.)

 

Мигнет, моргнет,

В пузырек нырнет,

В пузырек под потолок —

Ночью в комнате денек! (Лампочка.)

 

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек —

Загорелся огонек. (Лампочка.)

 

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь —

Все на ус мотает. (Электросчетчик.)

Почему, если лампочка лопнет, она еще и хлопнет?

Если бы в лампочке горел огонь, то внутри нее должен был быть воздух. Огню воздух необходим, иначе погаснет. Но в том-то и дело, что никакого огня в лампочке нет. Это только так говорится — лампочка горит, а на самом деле она вовсе не горит, только светится. Если бы лампа и вправду была накачана воздухом, вот тогда бы ее спиралька непременно вспыхнула и тут же сгорела. Дело в том, что у металлов есть пренеприятное свойство — на воздухе разрушаться. А когда металл нагревают, раскаляют, он разрушается еще быстрее. Если раскалить докрасна стальную балку, с ней ничего не случится. А если это тонюсенькая, с волосок, металлическая спиралька лампочки? Да она через секунду рассыплется.

Потому-то воздух в колбу не накачивают, а, наоборот, выкачивают из нее. Там внутри пустота — безвоздушное пространство, и раскаленная током спиралька не разрушается, не «горит». Но если лампочку случайно уронили — стекло, конечно, разобьется, воздух с треском ворвется в пустоту стеклянного пузырька, и спиралька-волосок мигом разрушится, «сгорит».

Вот поэтому, если лампочку невзначай уронить, она не только лопнет, но еще и хлопнет.

Это интересно!

• Первый электрический двигатель был создан в 1835 г. Энергию он получал от батареи, поскольку сетевого электричества в то время еще не было.

• Англичанин Джозеф Свон изготовил долговечную электрическую лампу в 1878 г. На следующий год подобную лампу сконструировал Томас Эдисон. В лампе Эдисона электрический ток проходил через обугленный кусочек бамбука, заставляя его светиться.

• До появления холодильников свежую пищу хранили в погребах либо в ящиках, выложенных льдом. Тающий лед заменяли новым. Холодильные установки были разработаны в конце XIX века. Однако лишь в 50-х гг. XX в. домашние холодильники завоевали

популярность.

• Пылесос в 1901 г. запатентовал англичанин Хьюберт Бут. Первую машину Бута приходилось арендовать вместе с людьми, управляющими ею.

• Микроволновые печи появились в 50-х гг. XX в. Их использовали компании, владевшие предприятиями общественного питания. Микроволновые печи готовят большинство блюд во много раз быстрее электрических или газовых печей.

Автор: Максимова Т. Н.