Конспекты уроков письма для 1 класса на тему «Безударные гласные в корне слова»
Цели: продолжить формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова, умения подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма; закрепить знания о существительных, прилагательных, глаголах (не называя данных терминов).
Формируемые УУД: распознавать условные обозначения звуков речи; определять качество гласного звука (ударный — безударный); подбирать однокоренные слова; различать единственное и множественное число слов; оценивать собственную деятельность.
Пропедевтика: сопоставление орфографического и орфоэпического произношения слов; способы проверки написания безударных гласных в корне слова.
Ход урока №1
I. Включение в учебную деятельность
— Ребята, мы учимся уже несколько месяцев. Кто из вас помнит, как мы учились читать и писать? С чего начинали? (Изучали понятия «речь», «предложение», «слово», «слоги», «звуки, «буквы». Писали слоги, слова, предложения.)
— На какие группы мы можем делить слова? (Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «что делать?», «что сделать?».)
— Все ли слова вы научились писать без ошибок, правильно? Тайны русского языка вы будете постигать постепенно, узнавая на каждом уроке новое или вспоминая забытое.
II. Чистописание
(Работа в тренажёре на с. 15.)
III. Постановка целей и определение темы урока
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Какие буквы пропущены в стихотворении? Назовите их.
В л..су и на р..чной излуке,
В р..дных п..лях, где даль св..тла,
Тыс д..бротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
И. Дружинин
(Дети называют пропущенные буквы.)
— Почему вы решили, что пропущены именно эти буквы?
— Что вам помогло определить правильность написания гласных?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, что бы было с русским языком, если бы мы писали так, как слышим?
— Представьте, вы получили письмо. Прочитайте его. Запишите его в рабочей тетради, вставив пропущенные буквы.
(Запись на доске.)
Д..р..гой Б..рис!
Я очень по тебе скучаю. Скоро наступит в..сна. Будут каникулы. Мы с с..строй прил.лтш в деревню. Как ты ж..вёшь?
(Работа проводится коллективно.)
— Какие проверочные слова вы подобрали, чтобы узнать, какую именно букву написать?
— В написании каких букв, обозначающих гласные звуки, мы чаще всего допускаем ошибки? (В написании букв о, а, я, е, и.)
— Перепишите в тетрадь буквы и слова, записанные на доске.
о — водичка, водяной
а — глаза, глазной
я — плясать
е — селение
и — тигрята, тигриный
— Сколько безударных гласных звуков может быть в односложном слове? (Ни одного.)
— А в двусложном? (Один.)
— А в трёхсложном? (Два.)
Очень часто безударные гласные проверяются изменением числа. Прочитайте слова, записанные на доске.
тропа — тропы
слеза — слёзы
семена — семя
кроты — крот
дворы — двор
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте с доски слова.
Малина, ежевика, арбуз, земляника.
— Какая тема их объединяет? (Ягоды.)
— Выполните слого-звуковой анализ слов.
— Какие слова спрятались в слове «первоклассница»? (Колесница, касса, класс, санки, цирк, лицо, салон, пони, кони, клон, кино, коса, рис, сор, сок, срок, певица.)
VII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Чему научились?
Ход урока №2
I. Включение в учебную деятельность
— Какие произведения А.С. Пушкина мы с вами читали на уроках чтения?
— Что вы знаете об А.С. Пушкине?
II. Чистописание
(Работа в тренажёре на с. 16.)
III. Актуализация знаний
(На доске записан текст.)
За в..сной, кр..сой природы,
Лето знойное пройдёт —
И туман и непогоды
Ос..нь поздняя н..сёт…
А.С. Пушкин
— Каков смысл этого отрывка? (Смена времён года происходит последовательно.)
Вы верно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять, о чём оно. А ещё уметь правильно писать слова. (Проводится орфографическая работа.)
— Спишите текст, вставив пропущенные буквы.
— С чем автор сравнивает весну? (С красой природы.)
— Лето какое?
— А осень какая?
— Найдите в стихотворении слова, отвечающие на вопрос «что?».
— Найдите слова, обозначающие действия предметов.
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Измените слова так, чтобы они обозначат и один предмет.
д..жди —… гр..чи —…
х..лода — … пл..ты —…
л..хты —… сл..ва —…
кл..сты — … б..бры — …
— Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов.
св..ча—… ч..сло —…
бр..вно —… оз..ро —…
ст..кло —… гн..здо -…
з..мля —… тр..па —…
— Откройте тетради. Напишем диктант.
(Учитель диктует текст. После записи дети выполняют грамматическое задание.)
Сегодня тёплый денёк. Сеня и Люся идут к реке. Там из земли бьют ключи.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Грамматическое задание (выполняется коллективно).)
1. Во втором предложении подчеркнуть буквы, указывающие на мягкость предшествующих согласных звуков.
2. Поставить ударение над словами третьего предложения.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Чему научились?