Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

Поделиться:

Конспект интегрированного урока – путешествия, 1 класс. Тема: Согласные звуки [М] [М’], буквы М м. Многозначные слова

Цели:

1. Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м] [м’].

2. Показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

5. Учить детей сотрудничать.

Ход урока

I. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

На листе ватмана написана загадка:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть — нет головы. (Гриб)

После того как загадка отгадана, лист переворачивается: на его обратной стороне нарисован гриб.

— Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

Дети печатают в тетрадях ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы — гриб.

II. И вот мы в лесу. (Открывается доска с изображением леса.) Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды…

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

— Ты кто? — спросил грибенка зверек.

— Я лисичка, — ответил грибенок.

— Вот здорово, — обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

— Ты все перепутал, — ответил грибенок, — охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.

— Что за «лисички» встретились?

— Кто из них прав? (Оба по-своему?)

— Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов.

— Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей.)

— Да потому, что грибы растут только в лесу.

На доске написан текст:

Гриб — дитя леса. В степи нет грибов… Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса…

Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик. (Текст читает учитель и хорошо читающие дети.)

Выпишите в тетради названия грибов (самостоятельная работа детей).

Проверка

— Почему их так назвали? (Ответы детей.)

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибниц.)

— Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)

Физкультминутка

Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись (имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.

Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели… Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку… Пошли дальше.

Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…

Полная корзинка.

Работа в тетрадях для печатания

Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.

— А это кто нам встретился в лесу?

Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

— Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях.)

Штриховка

Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

Работа в прописях

Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?

— Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чем они говорят?

(Диалог Мыши и Миши можно проинсценировать.)

Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

— Малины! — заорал Миша.

— Да при чем здесь малина? Я хотел сказать. «Лучше нашей…(мамы)».

— Это тоже здорово! А теперь я сочиню…

— А про что?

— Ну, хотя бы про мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы !

— Что ты, что ты! — испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий …

— Айболит! — закричал медвежонок.

— Да не Айболит, а …(муравей). Айболит лечит зверей, а муравей — лес.

— Откуда ты так много знаешь?

— Кто много читает, тот много знает!

Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м]. Какой это звук? (Согласный, звонкий.) Докажите.

Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? (Нет: [м] [м’].)

Звуки [м] [м’] записываются буквой…(М).

Запись в тетрадях для печатания букв М м, предварительно сравнив. Сравнение букв: М м и Мм. Письмо в прописях: ммм МММ

Физкультминутка для рук и глаз

Чтение и запись в прописях слогов и слов с буквой «М»

— Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.

Самостоятельная работа: букварь

Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

1. Какие грибы здесь спрятались?

2. Сделай рисунки одинаковыми.

Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

3. Угадай слова:

ЛА__ МУ__ НО__ РЫ__

ЛИ__ МИ__ НИ__ РИ__

После выполнения самостоятельной работы дети обмениваются буквариками и проверяют работу друг друга (взаимопроверка).

Итог урока. Наше путешествие завершилось. Кому было интересно? Какие открытия вы сделали? Что особенно запомнилось?