Урок путешествие по русскому языку, 4 класс. Обобщение

Поделиться:

Конспект урока-путешествия русского языка в 4 классе. Тема: Обобщение знаний о местоимении

Цели: закреплять и углублять полученные знания учащихся о местоимении; совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, умение определять падеж местоимений; развивать мышление, устную и письменную речь; прививать интерес к русскому языку, творчеству русских поэтов.

Оборудование: изображение королевы Местоимении, конверты с вложенными в них письмами, карточки-слова, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока-путешествия

I. Организационный момент.

— Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места. Откройте тетради, запишите число, предложение «Классная работа».

II. Сообщение темы и цели урока.

— Вспомним и обобщим то, что знаем о местоимении. У нас будет не обычный урок, а урок-путешествие в страну Местоимению, хозяйка которой — королева Местоимения. Она прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю.

Учитель зачитывает письмо.

Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите побывать в моей стране. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только любознательных и находчивых. А главное — знающих людей.

Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия. Сегодня я отмечаю свой день рождения и прошу прибыть без опоздания.

В добрый путь!

Королева Местоимения.

III. Повторение изученного материала.

1. Минутка чистописания.

1) Письмо букв.

— Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны изобразить в тетради маршрут нашего путешествия. Запишите в тетради строчку соединений, как у меня на доске. Чтобы не заблудиться, маршрут нужно обозначить точно, поэтому все элементы должны быть написаны правильно и красиво, следите за этим.

Ч // Ч // Ч // Ч

Учитель ведёт показ букв, комментируя выполнение написания.

2) Письмо предложения.

На доске записана пословица:

Человек без друзей — что дерево без корней.

Учитель. Прочитайте пословицу. О чём она? (Ответы учащихся.)

— В письме мы прочитали, что нам пригодятся любознательность, находчивость и знания. Но дружба тоже очень важна во время путешествия. Запишите красиво в тетрадь пословицу и постарайтесь её запомнить.

Учащиеся выполняют задание.

2. «Пещера загадок».

— Итак, начинаем наше путешествие. Первым препятствием на нашем пути стала «Пещера загадок».

Учащиеся отгадывают загадки, учитель показывает карточки с написанными на них словами-отгадками.

1. Какие два личных местоимения 1-го лица мешают движению на дорогах? (Я-мы.)

2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я.)

3. Первый слог слова — личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова — название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно во время стоянки. (Я-корь.)

4. Первый слог — личное местоимение 2-го лица. Второй — звук, который издаёт лягушка. Вместе — название овоща. (Тыква.)

5. Первый слог слова — личное местоимение 1-го лица, второй и третий — синоним к слову горе. Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда.)

6. Первый слог слова — личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик.)

7. В каком местоимении два звука и одна буква? (Я.)

8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За-я-ц.)

9. Местоимение, предлог,

Меж них — фамилия поэта.

А целое — известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Я-блок-о.)

— Какие словарные слова нам встретились? (Заяц, яблоко.)

— Написание каких букв в этих словах мы должны помнить?

(Непроверяемые гласные в корне слова: в слове заяц — буква я, в слове яблоко — буквы о.)

— Какими частями речи являются эти слова? (Имена существительные.)

— Каким местоимением можно заменить слово заяц? Яблоко? (Заяц — он, яблоко — оно.)

— Первое испытание вы выдержали достойно. Продолжаем путешествие.

3. Работа с текстом «Лесные премудрости».

Учитель раздает учащимся карточки с представленным текстом.

— Положите перед собой текст.

Учащиеся выполняют.

— Прочитайте текст.

Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.

Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Королёк сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнёздышко на берёзовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.

— О чём говорится в нём? (О том, как разные птицы устраивают свои гнёзда.)

— Нужно списать текст, заменяя, где это возможно, имена существительные личными местоимениями. Сделать разбор двух последних предложений (разобрать по членам предложения и надписать части речи).

Учащиеся выполняют.

Проверка.

Орёл свил самое большое гнездо. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.

Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Он сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

Урок путешествие по русскому языку, 4 класс. Обобщение

— Каким членом предложения могут быть личные местоимения? (Второстепенным членом предложения, подлежащим.)

— И с этим испытанием вы справились, я думаю, королева Местоимения будет вами довольна.

Физкультминутка

— Мы с вами находимся на этапе «Лесные премудрости». Давайте сделаем весёлый привал. Представим, что мы в лесу. Отдохнём! Встаньте так, чтобы вам было удобно.

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

(Поднять руки вверх. Выполнить наклоны туловища влево-вправо.)

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер стряхает росу.

(Согнуть руки в локтях, встряхнуть кисти.)

В сторону руки — тихо помашем –

Это к нам птицы летят.

(Развести руки в стороны. Сымитировать взмахи крыльев.)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

(Отвести руки назад.)

— Сядьте тихо за парты, продолжим путешествие.

4. «Поляна Сказок».

Учитель раздаёт учащимся карточки.

— Положите перед собой карточки-рыбки. Прочитайте текст (по вариантам) так, как он написан.

Вариант 1

Приплыла к (он) … рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

 

Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) … великое чудо.

Вариант 2

Не посмел я взять с (она)… выкуп,

Отпустил (она) … в синее море.

 

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

Хоть бы взял ты с (она)… корыто.

— Из какого произведения эти строки? («Сказка о золотой рыбке».)

— Кто его автор? (А. С. Пушкин.)

— Что в тексте не так? (Слова в предложениях требуют, чтобы местоимения, связанные с ними по смыслу, были употреблены в нужной форме.)

— Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме, запишите рядом со скобками, сверху карандашом обозначьте падеж.

Учащиеся выполняют задание.

Проверка.

— Прочитайте полученный текст. В каком падеже употребили местоимения?

Урок путешествие по русскому языку, 4 класс. Обобщение

— Выполните задания.

1-й вариант: подберите из текста слово к схеме

Урок путешествие по русскому языку, 4 класс. Обобщение

(Старик.)

Найдите однокоренные слова. (Старче, старуха.)

2-й вариант: найдите слово с суффиксом -к-, подберите устно 2 однокоренных слова не из текста. (Рыбка — рыбный, рыбак.)

— Двигаемся дальше.

5. «Гора грамотности».

— Написать местоимения в нужном падеже.

С (он) Т. п.                                      (С ним.)

У (она) Р. п.                                    (У неё.)

Перед (он) Т. п.                              (Перед ним.)

За (она) Т. п.                                  (За ней.)

У (он) Р. п.                                      (У него.)

Над (она) Т. п.                                (Над ней.)

К (он) Д. п.                                      (К нему.)

— Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они употребляются с предлогами?

— Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

IV. Итог урока.

— Давайте подведём итоги, вспомним, что мы знаем о местоимении, пользуясь планом.

План.

1. Значение.

2. Вопросы.

3. Постоянные признаки.

4. Как изменяется.

5. Роль в предложении.

Учащиеся рассказывают о местоимении, опираясь на план.

— Вы многое узнали о местоимении, прошли все испытания и получили ещё одно письмо.

Дорогие ребята!

Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и находчивыми туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну слов.

До встречи на страницах учебника.

Королева Местоимения.

— Ребята, но ведь у королевы Местоимении сегодня день рождения. Я предлагаю каждому из вас написать личное письмо-поздравление и поблагодарить за интересное путешествие.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель зачитывает 2-3 письма.

Учитель. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? О чём расскажете дома или друзьям?