Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Слова с парными согласными
Цели: формировать умение проверять слова с парными согласными; развивать творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
— Урок начнем с минутки чистописания.
— Напишите любую пару строчных согласных букв по глухости-звонкости.
— Поменяйтесь тетрадями с соседом, обведите букву, которая получилась у вас лучше остальных.
— Поднимите руки, чей сосед ошибся.
— Назовите парные согласные (вывешивается табличка).
III. Сообщение темы, целей урока.
— Мальчик писал письмо. В предложении «В сарае много коз» он дошел до последнего слова и остановился.
— Почему? (Если напишешь звонкую согласную, то получишь животное, а если глухую — орудие труда.)
— Оказывается, ребята, с парными согласными надо быть очень осторожными. Мы будем на уроке учиться писать слова с парной согласной.
IV. Повторение изученного материала.
1. Письмо по памяти.
На доске записаны слова: бо.., абрико.., реди.., бе.., ири…
— Прочитайте. Какое еще слово может быть в ряду данных слов? (Боб, абрикос, редис, бег, ирис. Яблоко, лилия.)
— Какое слово «лишнее»? (Бег.)
— В одном из слов измените ударение так, чтобы получилась тягучая конфета. (Ирис.)
-Назовите слово, в котором 1 слог, 2 слога, 3 слога. (Боб, бег — 1 слог. Редис, ирис — 2 слога. Абрикос — 3 слога.)
— Какие согласные нужно проверять на конце слова?
— Как это нужно делать?
— Запишите слова по памяти.
Проверка.
2. Письмо с комментированием.
— Сложив первые буквы слов, вы узнаете имя гостя, который к нам сегодня пожаловал. (Барби.)
— Барби — любимая кукла современных девочек и даже мальчиков.
— Собираясь к нам в гости, Барби захватила следующие вещи: шапку, шубку, платье, сапожки, багаж.
— Как называются вещи, которые берут в дорогу? (Багаж.)
— Какое слово «лишнее»? Почему? (Платье. В этом слове нет орфограммы «Парная согласная на конце слова ши перед шумным согласным».)
— В какой части слова проверяли парную согласную? (В корне.)
— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? (Ответы учащихся.)
3. Работа по вариантам.
Учитель демонстрирует картинки: лев, мак, лук, еж, уж, ландыш.
— Назовите слова к картинкам.
1-й вариант — слова, в которых на конце пишется звонкая согласная. (Ёж, уж, лев.)
2-й вариант — слова, в которых на конце пишется глухая согласная. (Мак, лук, ландыш.)
— Посмотрите на группу слов, которую выписали, и назовите данную группу слов одним словом. (1-я группа — животные; 2-я группа — растения.)
— Как проверили парную согласную?
4. Слого-звуковой анализ.
— Назовите парные согласные, которые встретились в словах «животные», «растение».
Физкультминутка
Игра «Эхо»
Учитель говорит слово одному ученику так, чтобы другие не слышали. Ученик передает услышанное слово другому. Тот, в свою очередь, — третьему ученику.
Смех, скот, экран, олень, клен, мель, снаряд, град.
— Почему получились совсем другие слова?
-Даже одна буква имеет большое значение в образовании слова.
5. Работа с текстом.
— У Барби есть свое животное. А какое, вы отгадаете по клеткам:
Л |
|
|
|
| ь |
— Ласково она называет свое животное пони.
Слогозвуковой анализ (устно).
Лошадь. В слове — 2 слога (1-й — «ло», 2-й — «шадь»). Ударный слог — 1-й («ло»). В слове 3 согласных звука, 2 гласных, ь — звука не обозначает. 1-й звук [л] — согласный, звонкий, твёрдый; 2-й звук [о] — гласный, ударный; 3-й звук [ш] — согласный, глухой, твёрдый; 4-й звук [а] — гласный, безударный; 5-й звук [т’] — согласный, глухой, мягкий. В слове — 6 букв, 5 звуков.
Пони — это маленькая лошадка. У нее короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгля..!
— Прочитайте. Докажите, что это текст. Придумайте заголовок к тексту.
— Какой это текст?
— Назовите словосочетания, которые помогают описать животное.
— Выпишите слова, где встречается орфограмма парной согласной (самостоятельно).
Проверка.
6. Работа с деформированным текстом.
— Барби у нас в гостях, а теперь представьте, мы пришли к ней в гости.
1) пришли, в, к, гости, Барби, подружки.
2) угощала, хозяйка, грибками, с пирожками.
3) принесла, торт, мед, и.
— Составьте рассказ. (В гости к Барби пришли подружки. Хозяйка угощала пирожками с грибками. Принесла торт и мед.)
Запись под диктовку.
Проверка.
— Поставьте оценку именно за предложения, записанные под диктовку карандашом. Я посмотрю, как вы умеете не только правильно писать, но и проверять.
Резерв:
пристань
рисунок
приставка
кипарис
— Найдите общую часть во всех этих словах и вы угадаете, с какой начинкой были еще пирожки. (Рис.)
— Будут ли слова однокоренными? (Нет.)
V. Итог урока.
— В какой части слова нужно проверять парную согласную?
— Когда надо проверять парную согласную?
— Каким образом подбирать проверочное слово?
На всех этапах урока подводятся итоги блицконкурса.