Урок русского языка во 2 классе «Слова с парными согласными»

Поделиться:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Слова с парными согласными

Цели: формировать умение проверять слова с парными согласными; развивать творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

— Урок начнем с минутки чистописания.

— Напишите любую пару строчных согласных букв по глухости-звонкости.

— Поменяйтесь тетрадями с соседом, обведите букву, которая получилась у вас лучше остальных.

— Поднимите руки, чей сосед ошибся.

— Назовите парные согласные (вывешивается табличка).

III. Сообщение темы, целей урока.

— Мальчик писал письмо. В предложении «В сарае много коз» он дошел до последнего слова и остановился.

— Почему? (Если напишешь звонкую согласную, то получишь животное, а если глухую — орудие труда.)

— Оказывается, ребята, с парными согласными надо быть очень осторожными. Мы будем на уроке учиться писать слова с парной согласной.

IV. Повторение изученного материала.

1. Письмо по памяти.

На доске записаны слова: бо.., абрико.., реди.., бе.., ири…

— Прочитайте. Какое еще слово может быть в ряду данных слов? (Боб, абрикос, редис, бег, ирис. Яблоко, лилия.)

— Какое слово «лишнее»? (Бег.)

— В одном из слов измените ударение так, чтобы получилась тягучая конфета. (Ирис.)

-Назовите слово, в котором 1 слог, 2 слога, 3 слога. (Боб, бег — 1 слог. Редис, ирис — 2 слога. Абрикос — 3 слога.)

— Какие согласные нужно проверять на конце слова?

— Как это нужно делать?

— Запишите слова по памяти.

Проверка.

2. Письмо с комментированием.

— Сложив первые буквы слов, вы узнаете имя гостя, который к нам сегодня пожаловал. (Барби.)

— Барби — любимая кукла современных девочек и даже мальчиков.

— Собираясь к нам в гости, Барби захватила следующие вещи: шапку, шубку, платье, сапожки, багаж.

— Как называются вещи, которые берут в дорогу? (Багаж.)

— Какое слово «лишнее»? Почему? (Платье. В этом слове нет орфограммы «Парная согласная на конце слова ши перед шумным согласным».)

— В какой части слова проверяли парную согласную? (В корне.)

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово? (Ответы учащихся.)

3. Работа по вариантам.

Учитель демонстрирует картинки: лев, мак, лук, еж, уж, ландыш.

— Назовите слова к картинкам.

1-й вариант — слова, в которых на конце пишется звонкая согласная. (Ёж, уж, лев.)

2-й вариант — слова, в которых на конце пишется глухая согласная. (Мак, лук, ландыш.)

— Посмотрите на группу слов, которую выписали, и назовите данную группу слов одним словом. (1-я группа — животные; 2-я группа — растения.)

— Как проверили парную согласную?

4. Слого-звуковой анализ.

— Назовите парные согласные, которые встретились в словах «животные», «растение».

Физкультминутка

Игра «Эхо»

Учитель говорит слово одному ученику так, чтобы другие не слышали. Ученик передает услышанное слово другому. Тот, в свою очередь, — третьему ученику.

Смех, скот, экран, олень, клен, мель, снаряд, град.

— Почему получились совсем другие слова?

-Даже одна буква имеет большое значение в образовании слова.

5. Работа с текстом.

— У Барби есть свое животное. А какое, вы отгадаете по клеткам:

 Л 

   

   

   

 

 ь 

— Ласково она называет свое животное пони.

Слогозвуковой анализ (устно).

Лошадь. В слове — 2 слога (1-й — «ло», 2-й — «шадь»). Ударный слог — 1-й («ло»). В слове 3 согласных звука, 2 гласных, ь — звука не обозначает. 1-й звук [л] — согласный, звонкий, твёрдый; 2-й звук [о] — гласный, ударный; 3-й звук [ш] — согласный, глухой, твёрдый; 4-й звук [а] — гласный, безударный; 5-й звук [т’] — согласный, глухой, мягкий. В слове — 6 букв, 5 звуков.

Пони — это маленькая лошадка. У нее короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгля..!

— Прочитайте. Докажите, что это текст. Придумайте заголовок к тексту.

— Какой это текст?

— Назовите словосочетания, которые помогают описать животное.

— Выпишите слова, где встречается орфограмма парной согласной (самостоятельно).

Проверка.

6. Работа с деформированным текстом.

— Барби у нас в гостях, а теперь представьте, мы пришли к ней в гости.

1) пришли, в, к, гости, Барби, подружки.

2) угощала, хозяйка, грибками, с пирожками.

3) принесла, торт, мед, и.

— Составьте рассказ. (В гости к Барби пришли подружки. Хозяйка угощала пирожками с грибками. Принесла торт и мед.)

Запись под диктовку.

Проверка.

— Поставьте оценку именно за предложения, записанные под диктовку карандашом. Я посмотрю, как вы умеете не только правильно писать, но и проверять.

Резерв:

пристань

рисунок

приставка

кипарис

— Найдите общую часть во всех этих словах и вы угадаете, с какой начинкой были еще пирожки. (Рис.)

— Будут ли слова однокоренными? (Нет.)

V. Итог урока.

— В какой части слова нужно проверять парную согласную?

— Когда надо проверять парную согласную?

— Каким образом подбирать проверочное слово?

На всех этапах урока подводятся итоги блицконкурса.