Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных», 2 класс

Поделиться:

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: Заглавная буква в именах собственных — географических названиях (на примере Владимирской области)

Цели и задачи: развивать самостоятельность и гибкость мышления учащихся, внешнюю и внутреннюю устную и письменную речь, орфографическую зоркость; учить писать имена собственные, подбирать их в соответствии со смыслом нарицательных имен существительных; учить правильно составлять предложения, оформлять свои устные высказывания, прививать интерес к предмету и языку через наблюдение над звучащим словом; воспитывать любовь к Родине, к своему городу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Тренинг-настрой.

— Прочитайте тему урока «про себя», приготовьтесь прочитать ее вслух.

— Какие слова в названии темы вам понятны?

— Подберите синонимы к слову «заглавная».

— Что вы уже знаете об именах собственных?

— С какими группами имен собственных вы уже познакомились? (Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия художественных произведений.)

— Есть ли незнакомые слова в названии темы?

— Сегодня мы познакомимся с новой группой имен собственных, продолжим учиться писать грамотно имена собственные.

III. Минутка чистописания.

1. Чистописание.

— Дорисуйте один росчерк к какому-либо предмету: живому или неживому.

— А вот кто получился у меня. (Показать рисунок льва.)

— Почему я выбрала льва? (Герб города, наши предки вырезали изображения льва, чтобы охранял их жилища.)

— Лев получился добрый, улыбающийся. Давайте его возьмем на урок. Улыбнитесь ему и посмотрите внимательно на росчерк. Какая орфограмма в нем спряталась?

2. Запись слов по памяти.

— Сейчас потренируем свою слуховую память и запишем в столбик слова в любой последовательности: воробей, корова, фамилия, учитель, дежурный, девочка.

а) Самоконтроль: слова предъявляются детям на доске.

— Поднимите руку, кто записал по памяти 3 слова — хорошо, 4 слова — молодцы, 5 слов — замечательно, 6 слов — превосходно.

б) Кто все эти слова записал правильно, грамотно, поставьте на полях « + ».

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение слов: воробей, корова, мальчик, девочка, учитель.

— Хором вполголоса прочитайте слова, написанные на доске. Что можно сказать о них?

— К любым 3 именам нарицательным подберите подходящее имя собственное и запишите его. Кому трудно, на доске есть слова-помощники:

3(з)орька, Ч(ч)ик, И(и)лья, И(и)нна, И(и)горь П(п)етрович

— Кто подобрал имена собственные, составьте одно предложение со словами «воробей Чик».

2. Проверка работ.

— Какие собственные имена существительные вы подобрали к каждому нарицательному существительному?

— Как написали все имена существительные во втором столбике? Почему? (Правило.)

— Какие предложения вы составили? Вы хорошо потрудились, молодцы!

3. Проверка работы учеников у доски (на карточках).

Карточка 1

Прочитай слова. Подумай и запиши слова в 2 столбика. Приготовься объяснить, почему получились такие группы слов: город, Дарья, снегирь, Колокольчиков, море, Жучка.

Карточка 2

Прочитай предложение. Найди в нем все имена существительные; подумай, в какие 2 столбика их можно выписать.

Плыл князь Андрей Юрьевич со своею дружиною по Клязьме-реке.

— Почему получились такие группы слов?

— Из какого произведения эти строки? (С. Голицын. Про бел- горюч камень.)

— Какую роль сыграл князь Андрей Юрьевич Боголюбский в истории нашего города? (Перенес столицу Руси из Киева во Владимир, построил великолепные храмы, соборы, церкви.)

Физкультминутка

V. Продолжение работы по изучению нового материала.

1. Чтение стихотворения.

— Давайте вернемся в древнюю Владимирскую Русь и послушаем, какое стихотворение посвятил Владимирской Руси наш земляк, поэт Н. И. Ковалевский.

ВЛАДИМИРСКАЯ РУСЬ

Где в ясных шлемах два собора

Стоят, как два богатыря,

Там расцветает древний город –

Владимир-город — Русь моя.

Она не раз на бой вставала,

Ее победами горжусь,

От Золотых ворот начало

Берет Владимирская Русь.

Пусть белоснежным цветом дивным

Вишневый край ее цветет,

И в нем, счастливом и былинном,

Живет красиво наш народ.

— Какое чувство у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение?

— Почему наш край былинный?

— Что значит «жить красиво»?

— Когда человек сможет жить красиво? (Когда знает историю своего народа, уважает свою историю и народ.)

2. Фронтальная работа.

— А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

— С какой буквы вы бы написали это слово? Почему? Ваши знания помогли вам разгадать первый секрет этого слова.

— Произнесем это слово хором. Что вы заметили? (Долгий звук [с].) Ваша наблюдательность помогла вам открыть второй секрет этого слова.

— Как этот звук следует обозначить на письме? (Две буквы «с».) Я открою вам еще один секрет этого слова — про безударную «о». Знаете ли вы, что в нашем языке существовало слово «росс», которое употреблялось в значении «русский», «россиянин». Если это запомните, то всегда сможете проверить безударную гласную «о» в корне слова «Россия».

— Произнесем хором по слогам. Запишите. Обозначьте орфограммы.

— Россия — наша общая родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, то место, где мы родились, где прошло наше детство. Для большинства из нас это древний и очень красивый город Владимир.

— С именами каких князей историки связывают название нашего города? (Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах.)

— Запишите название города в тетрадь. С какой буквы его вы напишете?

— Названия некоторых других городов я предлагаю записать в тетрадь. (Москва, Киев, Гороховец.) С какой буквы вы их написали? Почему? Какой из этих городов находится в нашей области? Как вы думаете, почему он получил такое название?

— Что сейчас мы учились писать? Почему мы пишем названия городов с заглавной буквы?

— В каждом городе есть улицы со своими названиями. На каких улицах живете вы?

— На какую улицу вы приходите каждый день, кроме выходных, чтобы встретиться со своими друзьями, одноклассниками, с учителями и получить новые знания?

— Произнесите хором слово «Красноармейская».

— Что интересного вы заметили в этом слове? (Состоит из двух слов: Красная Армия.)

— Почему улица получила такое сложное название?

— Надо научиться писать название улицы, на которой стоит родная школа.

— Наш город стоит на высоком берегу когда-то судоходной реки Клязьмы. Это название с древнего языка переводится как «клятвенная граница» двух племен — меря и мурома, которые жили на территории нашей области очень давно.

— Название некоторых других рек я предлагаю вам записать в тетрадь. (Волга, Ока, Гусь.)

— Какие из этих рек протекают в нашей области? Названия чего мы научились писать? Как написали названия рек? Почему?

— Какие названия мы писали с заглавной буквы? (Страны, города, улицы, реки.) Я добавлю сюда еще некоторые названия: озер, деревень, планет.

— Подумайте, где можно встретить названия стран, городов, рек, деревень и т. д.? Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Географические названия.)

— Какими именами существительными будут географические названия? (Именами собственными.)

— Как их следует писать? (С заглавной буквы.)

— Что относится к географическим названиям? Проверим, верно ли мы сделали вывод (дети читают правильно по учебнику).

VI. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа (на карточках).

— Для закрепления навыка написания имен существительных собственных предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках.

Карточка 1

Вписать недостающую букву в имена собственные.

Названия государств: _ оссия, _ ранция, __ нглия;

в названия городов: _осква, _ рославль, _ уздаль;

в названия рек: _ олга, _ ева, _ непр;

в названия планет: _ емля, _ арс, _ енера.

— С какой буквы написали все слова? Почему?

Карточка 2

Прочитайте, придумайте имена детям, названия речке и деревне, клички животным.

Девочки _______ и ______ жили в деревне _____. Рядом протекала речка ____. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка _____. На лугу пастушонок ______ пас маленьких телят. Желтая телочка ____ нюхала траву. Бычок _____ стоял у реки. Он пил воду.

2. Проверка работ учащихся.

— Прочитайте рассказ, который у вас получился. С какой буквы написали все недостающие слова в рассказе? Почему? (Повторение всех правил.)

3. Работа с деформированными предложениями.

— Требуется восстановить деформированный текст.

живу я в городе древнем Владимире.

на стоит высоком Владимир берегу Клязьмы реки.

Владимира у города интересное прошлое.

до наших сохранились дней великолепные памятники: Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота.

— Какие предложения вы составили?

— Посмотрите на доску. Эти же предложения записаны у меня. Ваша задача: установить порядок предложений и исправить речевые недочеты, если они есть.

Дети составляют текст.

Текст на доске:

Я живу в древнем городе Владимире.

Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. До наших дней сохранились великолепные памятники: Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова-на-Нерли, Золотые ворота.

У города Владимира очень интересное прошлое.

VII. Итог урока.

— За что вы любите свой город? Об этом каждый из вас напишет дома.

Стук в дверь. Входит грустный лев.

— Лев пропустил наш урок и не узнал ничего нового. Расскажите ему, что нового вы узнали на уроке. Как надо писать имена собственные?