Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Цели:
1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100.
2. Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.
3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование:
1. Рисунки с изображением Ивана-царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Кощея.
2. Карточки с числами и буквами.
3. Листки с числовыми выражениями для групповой работы.
4. Опорные слова для краткой записи задач и т. д.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Приготовились, ребята, к уроку математики.
Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!
— Вы любите математику? (Обращение к детям.)
Она бывает очень сложной, но и не менее интересной. А ещё я точно знаю, что вы любите сказки. Поэтому я приготовила Вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным!
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы? Мы узнаем, если вспомним, как начинаются обычно сказки. Нам помогут опорные слова:
В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были…
В Сложение
некотором и
царстве, вычитание
в двузначных
тридевятом чисел
государстве в
жили пределах
были 100
III. Каллиграфическая минутка.
— Из каких цифр состоит слово ТРИДЕВЯТОЕ государство?
— 3 и 9.
— Открыли тетради, запишем дату, «классная работа». Прописываем цифры в тетради. (Учитель комментирует написание.)
IV. Материал урока.
— А мы продолжаем, что в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная (рисунки прикрепляются к доске). Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?
1) Найдите «лишнее» число.
— А это мы узнаем, если найдём «лишнее» число:
35, 73, 33, 40, 13, 23 — и правильно расположим числа в порядке убывания. Запишем правильный порядок в тетрадь:
73 35 33 23 13
— Если мы перевернём карточки, то узнаем, кто похитил Василису Прекрасную.
К О Щ Е Й
— Иван-царевич отправился в путь. Но его поджидает уже Змей Горыныч, посланный Кощеем. А у Змея три головы, и каждую надо одолеть. (Рисунок на доске.)
2) Групповое задание по рядам.
— Если мы найдем правильное решение числовых выражений, то поможем Ивану-царевичу и одолеем голову. Каждый находит только одно решение и передаёт соседу по парте и дальше. Самый последний быстро приносит мне лист с выполненным заданием. И мы посмотрим, какой ряд быстро и в то же время правильно справится с этим заданием. Это поможет нам в дальнейшей работе:
38 + 2 = 65 + 5 = 28 + 2 =
46- 4 = 87-3 = 39- 6 =
46 + 40 = 87+ 10 = 39 + 30 =
82 + 8 = 56 + 4 = 73 + 7 =
100 – 20 = 100 — 30 = 100 — 40 =
75 — 5 = 64 — 4 = 83 — 3 =
59 — 30 = 78 — 40 = 69 — 30 =
59 — 3 = 78 — 4 = 69 — 3 =
23 + 45 = 32 + 46 = 44 + 32 =
61 + 8 = 72 + 5 = 83 + 6 =
— Интересно, смог ли Иван-царевич одолеть Змея Горыныча с вашей помощью? Ваши знания сейчас проверит наша экспертная комиссия. А мы выполним следующее задание.
3) «Лабиринт».
— Иван-царевич попал в дремучий лес, и выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван-царевич выйдет из леса?
Правильно, волшебного клубочка! Представьте, и у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который должен найти правильный путь среди двузначных чисел от наименьшего к наибольшему. Пока один ученик прокладывает путь, остальные записывают двузначные числа в порядке увеличения:
30 36 38 42 45 49 50 54 58 61 63 68 70
30 42 61 54
49 36 58 45
38 50 68 70
— Наш клубочек-мелочек вывел нас из леса дремучего прямо на распутье. Три дороги перед Иваном-царевичем, по какой идти дальше на поиски Василисы?
— Кто победил первым в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? 1-й ряд? Значит, пойдём по первой дорожке.
4) «Найдите закономерность, продолжите ряд…».
— А на нашем пути новое задание. Посмотрите на эти числа, ребята, найдите в них закономерность и продолжите ряд другими числами. Кто нашел решение?
20, 17, 14, … (11, 8, 5, 2…)
2, 4, 7, 11, … (16, 22, 29…)
(Ученики работают у доски, все записывают в тетрадь правильное решение.)
— Дорога привела нас к дубу, на котором висит огромный сундук. Что в сундуке, дети? (Ответы детей.)
5) Превратите неверные равенства и неравенства в верные.
— Да, сундук непростой, он закрыт на три замка, открыть которые помогут нам вот такие числовые выражения. Но что это? В числовых выражениях допущены ошибки! Это колдовство Кощея Бессмертного! По силам ли нам исправить эти ошибки?
46 = 50 28 + 1 = 30 64 > 70
У доски учащиеся выполняют разные варианты решения, остальные записывают в тетрадь:
4 + 46 = 50 1 +28 + 1 = 30 64 > 70 — 7
46 = 50 — 4 28 + 1 = 30 — 1 7 + 64 > 70
— Да, действительно, а в сундуке яйцо, а в яйце смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-царевичем и просит его:
«Пощади меня, Иван-царевич, я тебе свои молодильные яблоки отдам, отвезёшь своему батюшке. А если убьёшь меня, они потеряют свою молодильную силу. Только сколько их у меня осталось, я и позабыл.
6) Решение задачи.
— Поможем Ивану-царевичу сосчитать молодильные яблоки. Росли в саду Кощея золотые и серебряные яблоки. Всего 20.
Кощей сорвал 9 яблок. Сколько осталось молодильных яблок?
Было — 20 яблок.
Сорвал — 9 яблок.
Осталось — ?
20 — 9=11 (яблок.)
Ответ: осталось 11 яблок у Кощея.
7) Логическое задание «Башни».
— Но Кощей хитёр. Пожалел его Иван-царевич, так он решил новую задачку ему загадать.
«Ну, Иван, забирай Василису, — сказал Кощей. — Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?
V. Итог урока.
— Освободил Иван-царевич Василису. Да только не без нашей помощи. И стали они жить-поживать и добра наживать!
А мы с вами повторили наш изученный материал. Какое из заданий вам понравилось больше всего? (Ответы ребят.)
Автор: Е. В. Федосюк