Урок – викторина по басням Крылова, 3 класс

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: работать с произведениями И.А. Крылова; учить осмысливать нравственные ценности басен И.А. Крылова; формировать умение оперировать основными литературоведческими понятиями наставление, иносказание, нравоучительный комическим рассказ; учить работать с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали), работать с книгой (определять необходимую информацию по обложке книги, работать с оглавлением (содержанием) книги, соотносить иллюстрации с содержанием книги), работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения И.А. Крылова, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня, понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ, работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев басни, понимание нравоучения); личностные: осмыслять понятия любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческих положительных качеств характера, проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Оборудование: портрет и книги И.А. Крылова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

— Прочитайте с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).

III. Актуализация знаний

— О ком написал Михаил Исаковский?

— Разгадайте, что здесь зашифровано.

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

3

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

X

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

 

1

2

3

4

5

6

3, 4; 3, 5; 1, 5; 2, 3.

1, 5; 2, 3; 5, 5; 5, 3; 6, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2.

5, 4; 5, 3; 3, 1; 6, 4; 3, 3; 3, 5.

— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы, кто это? (Иван Андреевич Крылов.)

— Что вы о нем знаете? Какие произведения Ивана Андреевича вы читали или знаете?

— Откройте учебники на с. 44, прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества И.А. Крылова

— Что вы можете сказать об этом писателе?

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о баснописце.

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русский и французский языки, арифметика), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

Позже семья — Крылов с матерью и младшим братом Левушкой — перебралась в Петербург. Крылов мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже — итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 г., когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете.

С 1812 г. И.А. Крылов работал библиотекарем в Петербургской публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги — спутники всей его жизни. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

2. Выполнение заданий на карточках

(Работа в паре.)

— Попробуйте дописать предложения об И.А. Крылове.

• И.А. Крылов родился в… (Москве).

• Он самостоятельно изучил… (французский и итальянский языки).

• Более тридцати лет он проработал в… (в Петербургской публичной библиотеке).

• Он писал…, в которых высмеивал… (басни, пороки людей).

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Викторина по произведениям И.А. Крылова

— Прочитайте задание для самостоятельной работы на с. 45 учебника.

(Читают хорошо читающие ученики.)

— Какие недостатки вашего характера вы хотели бы исправить? Обсудите с другом свои достоинства и недостатки. Запишите их в «Творческую тетрадь».

— Рассмотрите рисунки на с. 46 — 47. Соотнесите их с текстами из басен И.А. Крылова. Вспомните названия этих басен.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— На какие поставленные вопросы сегодня ответили?

— Что нового вы узнали?

Домашнее задание

Подготовить сообщение об И.А. Крылове. Читать басни И. А. Крылова.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна