Урок викторина «Знай и люби родную литературу», 1 класс. Школа России

Поделиться:

Конспект урока-викторины по литературному чтения для учащихся 1 класса «Знай и люби родную литературу»

I. Вступительная часть

Представление команд: название, девиз, эмблема. Класс разделен на две команды.

II. Основная часть

1. Разминка

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем веселые рассказы и сказки.

— За одну минуту вы должны написать как можно больше названий произведений, которые читали на уроках литературного чтения. Начали!

(Ровно через минуту дети сдают листочки жюри.)

2. Конкурс «Так все начиналось»

— Вам нужно по начальным строчкам узнать произведение. (Вопросы задаются командам поочередно.)

1. «Аля писала письмо маме». (И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”».)

2. «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка». (Русская народная сказка «Рукавичка».)

3. «Давным-давно жили старик со старухой. И было у них скотинки, всей животинки — одна старая собака да старый петух». (Русская народная сказка «Петух и собака».)

4. «Раз иду я мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит». (Д. Тихомиров «Находка».)

5. «По крутой тропинке горной…» (С. Михалков «Бараны».)

6. «—Помоги мне, ослик, дом построить! — попросил кролик Кочерыжка». (М. Пляцковский «Помощник».)

7. «Саша очень любил дразнить свою сестренку». (Н. Артюхова « Саша-дразнилка».)

8. «У меня зазвонил телефон». (К. Чуковский «Телефон».)

9. «Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней».

(Е. Благинина «Подарок».)

10. «Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам пошел обедать». (К). Ермолаев «Лучший друг».)

3. Конкурс «Найди рифму»

Мы смеялись и смеялись,

Лопнуть со смеху… (боялись).

 

Вышел лев из-за горы

И, подумав, молвил:

-… (Ррры)!

 

Кулинаки-пулинаки,

Тихо тикают… (собаки).

 

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и… (Тотоше).

 

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая,… (смешная).

 

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему… (подарю).

 

Чуть совсем не захлебнулся

И улегся на кровать … (спать.)

 

В колючках еж и ерш,

Но сразу… (разберешь).

 

Я видел озеро в огне

Собаку в брюках… (на коне).

 

Первым март пришел —

Белый снег… (сошел).

 

Встретил Кролика в траве,

Встал и чешет… (в голове).

 

Посмотрели — люди спят —

И затеяли проказу,

Превеселый… (маскарад).

4. Конкурс «Как мы знаем пословицы и поговорки»

— Продолжите пословицы и поговорки.

• Гусь свинье… (не товарищ).

• Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).

• Будет дождик — будут и… (грибки).

• Чем дальше в лес, тем… (больше дров).

• Не плюй в колодец — … (пригодится водицы напиться).

• Не зная броду, не суйся… (в воду).

5. Конкурс «Загадочный»

(Учащиеся делятся на две команды.)

— Вам нужно отгадать по три загадки. По отгадкам узнать раздел, вспомнить его название.

Загадки для 1-й команды

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

 

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

 

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

(Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель…».)

 

Загадки для 2-й команды

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо.)

 

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж.)

 

Кто по мшистой

Мокрой тропке

Скачет, словно

Мячик ловкий? (Лягушка.)

(Раздел «О братьях наших меньших».)

6. Конкурс «Мой любимый герой»

— Вы должны представить своего любимого героя из произведений, изученных на уроках литературного чтения, в интересной форме (стихотворение, загадка, песня и т. п.).

7. Конкурс «Знакомые незнакомцы»

— Каждая команда получит листок с зашифрованным названием животного. Ключ к расшифровке — алфавит. Ваша задача — как можно быстрее расшифровать записи и по этому слову назвать произведение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

3

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Р

С

Т

У

Ф

X

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Задание для 1-й команды

10, 4, 18, 21,26, 12, 1. (Игрушка. Е. Благинина «Подарок».)

Задание для 2-й команды

13, 33, 4, 21,26, 12, 1. (Лягушка. В. Берестов «Лягушата».)

8. Конкурс «Читай — не зевай!»

— Прочитайте рассказ. Он составлен из названий произведений, которые мы читали на уроках. Вам нужно узнать эти произведения и вспомнить их авторов.

(Текст одинаковый для обеих команд.)

Это случилось по дороге в зоопарк. Мы играли в хохотушки (…) (И. Токмакова), но вдруг навстречу нам вышли бараны (…) (С. Михалков). Саша-дразнилка (…) (Я. Артюхова) стал их дразнить. Вдруг вышел лев из-за горы и, подумав, молвил: «Ррры!» (…) (Г. Кружков). Испугался и заплакал несчастный Федотка (…) (К. Чуковский).

Но вдруг у меня зазвонил телефон (…) (К. Чуковский). Оказывается, пришла ко мне подружка и я подарила ей подарок (…) (Е. Благинина). Мне было скучно без любимой игрушки, но зато во дворе ждал меня лучший друг (…) (Ю. Ермолаев). Мы с ним поссорились, да так и не поняли, кто первый? (…) (В. Орлов). Если дружбой дорожить (…) (В. Орлов), можно спорить и дружить. И не вспыхнет ссоры из любого спора.

III. Заключительная часть

(Подведение итогов викторины.)

Вот и закончилась игра,

Расходиться нам пора.

На табло взгляните все —

Подведем итог игре.