Конспект урока-викторины по литературному чтения для учащихся 1 класса «Знай и люби родную литературу»
I. Вступительная часть
Представление команд: название, девиз, эмблема. Класс разделен на две команды.
II. Основная часть
1. Разминка
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем веселые рассказы и сказки.
— За одну минуту вы должны написать как можно больше названий произведений, которые читали на уроках литературного чтения. Начали!
(Ровно через минуту дети сдают листочки жюри.)
2. Конкурс «Так все начиналось»
— Вам нужно по начальным строчкам узнать произведение. (Вопросы задаются командам поочередно.)
1. «Аля писала письмо маме». (И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”».)
2. «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка». (Русская народная сказка «Рукавичка».)
3. «Давным-давно жили старик со старухой. И было у них скотинки, всей животинки — одна старая собака да старый петух». (Русская народная сказка «Петух и собака».)
4. «Раз иду я мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит». (Д. Тихомиров «Находка».)
5. «По крутой тропинке горной…» (С. Михалков «Бараны».)
6. «—Помоги мне, ослик, дом построить! — попросил кролик Кочерыжка». (М. Пляцковский «Помощник».)
7. «Саша очень любил дразнить свою сестренку». (Н. Артюхова « Саша-дразнилка».)
8. «У меня зазвонил телефон». (К. Чуковский «Телефон».)
9. «Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней».
(Е. Благинина «Подарок».)
10. «Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам пошел обедать». (К). Ермолаев «Лучший друг».)
3. Конкурс «Найди рифму»
Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху… (боялись).
Вышел лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-… (Ррры)!
Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают… (собаки).
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и… (Тотоше).
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая,… (смешная).
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему… (подарю).
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать … (спать.)
В колючках еж и ерш,
Но сразу… (разберешь).
Я видел озеро в огне
Собаку в брюках… (на коне).
Первым март пришел —
Белый снег… (сошел).
Встретил Кролика в траве,
Встал и чешет… (в голове).
Посмотрели — люди спят —
И затеяли проказу,
Превеселый… (маскарад).
4. Конкурс «Как мы знаем пословицы и поговорки»
— Продолжите пословицы и поговорки.
• Гусь свинье… (не товарищ).
• Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).
• Будет дождик — будут и… (грибки).
• Чем дальше в лес, тем… (больше дров).
• Не плюй в колодец — … (пригодится водицы напиться).
• Не зная броду, не суйся… (в воду).
5. Конкурс «Загадочный»
(Учащиеся делятся на две команды.)
— Вам нужно отгадать по три загадки. По отгадкам узнать раздел, вспомнить его название.
Загадки для 1-й команды
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель.)
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
(Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель…».)
Загадки для 2-й команды
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж.)
Кто по мшистой
Мокрой тропке
Скачет, словно
Мячик ловкий? (Лягушка.)
(Раздел «О братьях наших меньших».)
6. Конкурс «Мой любимый герой»
— Вы должны представить своего любимого героя из произведений, изученных на уроках литературного чтения, в интересной форме (стихотворение, загадка, песня и т. п.).
7. Конкурс «Знакомые незнакомцы»
— Каждая команда получит листок с зашифрованным названием животного. Ключ к расшифровке — алфавит. Ваша задача — как можно быстрее расшифровать записи и по этому слову назвать произведение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Е | Ж | 3 | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Р | С | Т | У | Ф | X | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Задание для 1-й команды
10, 4, 18, 21,26, 12, 1. (Игрушка. Е. Благинина «Подарок».)
Задание для 2-й команды
13, 33, 4, 21,26, 12, 1. (Лягушка. В. Берестов «Лягушата».)
8. Конкурс «Читай — не зевай!»
— Прочитайте рассказ. Он составлен из названий произведений, которые мы читали на уроках. Вам нужно узнать эти произведения и вспомнить их авторов.
(Текст одинаковый для обеих команд.)
Это случилось по дороге в зоопарк. Мы играли в хохотушки (…) (И. Токмакова), но вдруг навстречу нам вышли бараны (…) (С. Михалков). Саша-дразнилка (…) (Я. Артюхова) стал их дразнить. Вдруг вышел лев из-за горы и, подумав, молвил: «Ррры!» (…) (Г. Кружков). Испугался и заплакал несчастный Федотка (…) (К. Чуковский).
Но вдруг у меня зазвонил телефон (…) (К. Чуковский). Оказывается, пришла ко мне подружка и я подарила ей подарок (…) (Е. Благинина). Мне было скучно без любимой игрушки, но зато во дворе ждал меня лучший друг (…) (Ю. Ермолаев). Мы с ним поссорились, да так и не поняли, кто первый? (…) (В. Орлов). Если дружбой дорожить (…) (В. Орлов), можно спорить и дружить. И не вспыхнет ссоры из любого спора.
III. Заключительная часть
(Подведение итогов викторины.)
Вот и закончилась игра,
Расходиться нам пора.
На табло взгляните все —
Подведем итог игре.