Урок внеклассного чтения. Синяя птица

Поделиться:

Внеклассное чтение в 4 классе. Морис Метерлинк. «Синяя птица» (в основе урока лежит работа над пьесой)

I. Вступительная беседа.

Поговорим сегодня о прочитанной пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица», посмотрим отрывок из нее, который подготовили для вас одноклассники.

• Это интересно знать!

Морис Метерлинк прожил долгую жизнь — 87 лет. Он родился в Бельгии, в старинном городе Генте, в 1862 году, то есть почти в середине прошлого века. А умер уже после Второй мировой войны, в 1949 году. В Бельгии основным языком считается французский, поэтому все свои произведения Метерлинк писал на нем. Франция считает его своим писателем, так же как и его родина- Бельгия. По профессии Морис Метерлинк был юристом, работал адвокатом. Но работа не мешала ему интересоваться всем на свете: жизнью природы, историей, искусством. Он писал пьесы, стихи, статьи об искусстве и книги о природе. Самые известные его книги о природе- «Жизнь пчел» (1901 г.), «Жизнь муравьев» (1930 г.). А самая известная его пьеса-сказка, которая уже почти 100 лет не сходит со сцен различных театров мира, — «Синяя птица», впервые поставленная в 1908 году.

II. Работа над содержанием пьесы.

Звучит музыка П. И. Чайковского из детского альбома «Утренняя молитва».

Учитель. Давайте вспомним, кто главные герои пьесы?

Учитель читает начало пьесы.

«Когда поднимается занавес, Тильтиль и Митиль спят глубоким сном в своих кроватках. Несколько минут сцена остается в темноте. Затем через щели ставен проникает свет, постепенно усиливающийся. Лампа на столе зажигается сама собой… Дети как будто просыпаются и садятся в своих кроватках».

Вопросы по содержанию.

— Кто появляется перед детьми?

— О чем она просит детей?

— Что она дарит детям, чтобы помочь им во время путешествия?

— Какое чудесное свойство было у этой шапочки?

Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают начало сказки, незаметно переходя к ее основной части.

«Наконец дет и, сопровождаемые душами Света, Хлеба, Воды, Сахара, Огня, Молока, Псом и Котом, уходят на поиски Синей птицы».

— Много ли сказочных приключений случилось с ними, пока они искали Синюю птицу?

— Какие из сказочных приключений вам запомнились больше всего?

— Вы хорошо знаете содержание пьесы, вы прекрасно отразили образы сказочных героев в своих домашних рисунках. Да, много сказочных приключений случилось с ними, пока они искали Синюю птицу. Но в конце концов они вернулись домой, и наступило время прощания.

— Посмотрите сцену прощания, подумайте, какие характеры у наших героев.

III. Инсценирование отрывка из пьесы, беседа.

— Понравилось?

— Итак, все вернулись в страну Молчания предметов. Но мы-то с вами с помощью волшебной шапочки Тильтиля смогли увидеть души предметов, понять их незримую, невидимую нам жизнь. И какие же они, эти души?

Пес — добрый, преданный.

Кот — хитрый, сам по себе.

Хлеб — важный.

Сахар — слащавый.

Вода — слезливая.

Огонь — бурный.

Свет — добрый, светлый.

IV. Работа над понятием стихни.

— Метерлинк помог нам увидеть незримую жизнь предметов. С его помощью мы смогли услышать, что хочет сказать ручей, о чем трещит огонь в очаге, понять души предметов. Но пытаясь понять предметы, зверей, птиц, насекомых, мы еще ни разу не обращались к таким явлениям жизни, которые называются стихиями.

Наверное, вам даже трудно ответить на вопрос, что такое стихия. Сколько их? Я познакомлю вас с этим понятием. Стихия — ничем не сдерживаемая сила, явления природы, существующие независимо от нас. Чаще всего мы встречаемся со словосочетанием «стихийное бедствие» (наводнение, пожар, землетрясение, ураган и т. д.). Стихийное бедствие — крайнее проявление основных четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), из которых, по мысли древних людей, сложено все мироздание. Но стихии не только приносят бедствия, они создают все, что необходимо для жизни на Земле. Подумайте, разве мы смогли бы жить без огня, воды, земли, воздуха?

— А раз так, попробуйте себе представить, какая вода, земля, какой воздух, огонь. Представить это вам помогут и ваши рисунки, и наши «артисты». Посмотрите, как по-разному все ребята представили одних и тех же героев пьесы.

V. Работа с выставкой рисунков.

При работе с рисунками учитель задает вопросы, просит выполнить задания, заставляющие детей сравнивать, задумываться над тем или другим рисунком.

VI. Творческое задание.

— Попробуйте представить, что могли бы сказать нам стихии. Выберите себе ту, которая для вас наиболее интересна, и сочините от ее имени рассказ. Попытайтесь стать «огнем», «ручьем», посмотреть на мир их глазами, увидеть душу стихии, понять ее характер, настроение.

Дополнительный материал к уроку

I. «Разминка для ума».

Учитель. Прочтите слова: феерия, Морис, Франция, синяя птица, фея, Тильтиль, волшебство, душа, сказка, повесть, лирика, акт, пояснения.

— Что это за слова?

— Найдите «лишние» слова. Докажите свой выбор. {«Лишние» слова: повесть, лирика.)

II. Составление рассказа.

Учитель. Попробуем составить рассказ об этом новом типе произведений (о драме).

На доске составляется следующая схема:

Драма ➙ Драма (действие) ➙ Театр + литература ➙ Композиция ➙ Акт, картины ➙ Ремарки (пояснения) ➙ Сюжет ➙ Отсутствие повествовательного начала ➙ Конфликт ➙ Диалоги ➙ Мимика ➙ Жесты ➙ Движения ➙ Звуки