Уроки литературного чтения, 3 класс. Бианки «Приключения Муравьишки

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки. Создание текста по аналогии» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), составлять собственное высказывание; работать в группе.

Планируемые результаты: предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: составлять собственный текст, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: выставка книг и портрет В. Бианки, магнитная азбука, видеозапись мультипликационного фильма по произведению В. Бианки.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Муравьи

Муравьишки-муравьята,

Торопливые ребята.

Рано утром на дорожке,

По зелененькой тропинке —

Муравьиные сапожки,

Муравьиные ботинки.

Муравьишки-муравейки,

Посидите на скамейке!

Но бегут быстрей девчонок,

Торопливее мальчишек

Муравьиха,

Муравьенок,

Муравьишка…

П. Вегин

— Прочитайте стихотворение медленно (разделяя слова на слоги; грустно; весело; с удивлением; с восхищением; громко; тихо; очень быстро).

III. Актуализация знаний. Постановка темы урока

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Муравей невелик, а горы копает.

• Муравей не по себе ношу тащит, да никто ему спасибо не скажет.

— Ребята, а что вы знаете о муравьях?

— Расшифруйте имя писателя. (Виталий Валентинович Бианки.)

йлаИВТи воитеВАЛннич икБАнИ

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 107—114

— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. («Приключения Муравьишки».)

— Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки.)

— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чем он?

(Учитель показывает выставку книг писателя.)

— Что вы знаете о В. Бианки? Вспомните, что вы узнали о нем во 2 классе. Что вы можете сказать о нем: это человек, который только отдыхает на природе и пользуется ее дарами, или это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу?

Любовь к природе — естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки.

Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

Если вы еще не знакомы с Муравьишкой, который спешил домой, маленьким мышонком Пиком и другими героями Виталия! Бианки — откройте книгу, познакомьтесь!

(Чтение произведения учителем и учащимися.)

— Какое впечатление произвело на вас это произведение?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— От чьего имени ведется рассказ?

— Кто герой произведения? Как автор к нему относится?

— Предположите, для чего Муравьишка залез на березу. (Предположения детей.)

— Рассмотрите иллюстрации, найдите и зачитайте отрывки, соответствующие им.

— Что в произведении В. Бианки правда, а что вымысел?

— К какому жанру можно отнести «Приключения Муравьишки»? Докажите, что мы можем назвать это произведение сказкой. (Герои разговаривают.)

— Какие интересные факты из жизни животного мира вы узнали из этого произведения? Прочитайте.

— Можно ли это произведение назвать научно-познавательным? Найдите подтверждения в тексте.

— Какие события произведения могли быть только в художественном тексте?

(Работа по заданию № 5 на с. 114 учебника.)

Посмотрим видеозапись мультипликационного фильма по произведению В. Бианки.

— Понравился вам мультфильм?

— Похожи ли ваши герои на героев, которых создали художники?

VII. Рефлексия

— Что вы сегодня узнали на уроке?

— За что бы вы себя похвалили?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением»

Домашнее задание

Прочитать произведение В. Бианки. Выполнить задание № 6 нас. 114 учебника.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Муравьев не нужно трогать:

Третий день в глуши лесов

Все идут, пройти не могут

Десять тысяч муравьев.

 

Как носильщик настоящий

С сундуком семьи своей,

Самый черный и блестящий,

Самый сильный муравей!

 

Настоящие вокзалы —

Муравейники в лесу:

В коридоры, двери, залы

Муравьи багаж несут!

 

Самый сильный, самый стойкий,

Муравей пришел уже

К замечательной постройке

В сорок восемь этажей.

О. Мандельштам

— Все ли понятно и правильно в стихотворении?

— Прочитайте шепотом (громко; с ускорением; начав быстро, затем замедляя темп; выразительно; скороговоркой).

III. Работа по теме урока

— Какие опорные слова и выражения вы подобрали?

— Перескажите рассказ В. Бианки «Приключения Муравьишки».

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в «Творческой тетради»

— Нас. 31 прочитайте авторский текст.

(Учащиеся зачитывают авторский текст.)

— Что предлагает сделать Татьяна Коти?

— Вспомните, что вы знаете о бабочках.

— Подумайте, где можно найти научно-познавательный текст о бабочках: в энциклопедии, в книгах В. Бианки, в сборнике сказок о животных?

— Представьте, что Муравьишка повстречал на своем пути красавицу Бабочку. Подумайте, как Бабочка могла бы помочь Муравьишке добраться до дома. Что она ему могла сказать, что для него сделать?

— Составьте план своего рассказа. Запишите рассказ в тетрадь. Справиться с заданием вам поможет «Словарная коробочка».

(Учащиеся в группах обсуждают и выполняют задания.)

— Прочитайте свои рассказы.

 (Если ученики не успеют выполнить задание, то доделываю его дома.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

Домашнее задание

Читать рассказы о природе. Читать научные тексты о животных.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна