Уроки литературного чтения, 3 класс. Киплинг «Братья Маугли»

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения для 3 класса «Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы». УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: формировать понятие переводная литература; познакомить с авторской сказкой Р. Киплинга «Братья Маугли», учить работать с повествовательным текстом, сравнивать книги (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге); работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять основные особенности авторской сказки, давать характеристику героев произведения, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка, человек; обсуждать тему: какие человеческие качества были присущи Маугли.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, портрет Р. Киплинга, мультфильмы о Маугли.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение «шипящим» способом.

В лесу, где старые дубы,

Где сказка обитает,

Под сенью молодой листвы

Волчонок отдыхает.

Он целый день провел в бегах,

Гонялся за зайчонком,

На барсука навел он страх

И испугал бельчонка.

Устал ужасно и прилег:

Пусть отдыхают лапы!

«Он должен бегать, он же — волк», —

Сказал о нем так папа!

С. Антонюк

— Понравилось вам стихотворение? Чем?

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— Почему мы начинаем урок с этого стихотворения?

— Чем мы сегодня будем заниматься? Чему будем учиться?

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение отрывков из произведения Б. Заходера.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 97

— Прочитайте слова профессора Самоварова. Какой вопрос он задает нам? (Умеем ли мы внимательно читать текст?)

— Какое произведение мы будем сегодня изучать? («Братья Маугли».)

— Назовите тему урока. На какие вопросы мы ответим сегодня?

— Кто автор этого произведения?

— Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)

— Узнайте, кто перевел это произведение. (Н. Дарузес.)

— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе?

Нина Леонидовна Дарузес в 1917 г. окончила гимназию в Москве. С 1929 г. вошла в переводческий коллектив и стала постоянным сотрудником журнала «Интернациональная литература», где и работала до его закрытия в 1942 г. Переводила Хемингуэя, Мопассана, Твена, Киплинга, Диккенса. Редактировала переводы Бальзака, Лондона и современных американских писателей.

Рабочими языками были английский и французский, на немецком могла читать.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитаем сказку.

— Какое впечатление произвело на вас это произведение?

— К какой литературе мы отнесем это произведение? (К переводной литературе.)

— В чем особенность этой литературы? (Действия происходят в другой стране.)

— О каких законах джунглей вы узнали? Могли ли быть приняты эти законы в обществе людей? Обсудите с другом.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно хорошо получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Что интересного было на уроке?

— Что вам особенно понравилось?

Домашнее задание

Читать произведение Р. Киплинга.

Материал для учителя

Джозеф Редьярд Киплинг (1865—1936) — английский писатель, родился в Бомбее (Индия) в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы (Макдональд) Киплинг. Имя Редьярд он получил, как полагают, в честь английского озера Редьяр, где познакомились его родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учебу в Англию. В течение 6 лет Киплинг жил в частном пансионе, хозяйка которого (мадам Роза) плохо обращалась с ним, наказывала. Это так сильно повлияло на него, что до конца жизни он страдал от бессонницы.

В 12 лет родители устраивают мальчика в частное Девонское училище, чтобы он смог потом поступить в престижную военную академию. Директором училища был Кормелл Прайс, друг отца. Именно он стал поощрять любовь мальчика к литературе. Близорукость не позволила Киплингу избрать военную карьеру, а диплома для поступления в другие университеты училище не давало. Под впечатлением от рассказов, написанных в училище, отец устроил его журналистом в редакцию «Гражданской и военной газеты», выходившей в Лахоре (Индия, ныне Пакистан).

В октябре 1882 г. Киплинг возвращается в Индию и начинает журналистскую деятельность. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются газетой наряду с репортажами.

В середине 1880-х гг. Киплинг совершил поездки по Азии и США в качестве корреспондента аллахабадской газеты «Пионер», с которой он заключил контракт на написание путевых очерков. Продажи его произведений начинают резко расти, в 1888—1889 гг. было издано шесть книг с его рассказами, которые принесли ему признание.

В 1889 г. Киплинг совершил длительное путешествие в Англию, затем посетил Бирму, Китай, Японию. Он путешествует через все США, пересекает Атлантический океан и в результате обосновывается в Лондоне. Его начинают называть литературным наследником Чарлза Диккенса. В 1890 г. вышла его первая новелла «Свет погас». Наиболее известной Поэмой того времени становится «Баллада о Востоке и Западе», а также «Последняя песнь Честного Томаса».

В Лондоне он знакомится с молодым американским издателем Уолкоттом Бейлстиром, они вместе работают над повестью «Наулахка». В 1894-1995 гг. выходят его знаменитые «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей». Был опубликован также стихотворный сборник «Семь морей». В 1899 г. он проводит несколько месяцев в Южной Африке. В 1901 г. выходит роман «Ким», который считается одним из лучших романов писателя. В Африке он начинает подбирать материал для новой детской книги, которая выходит в 1902 г. под названием «Сказки просто так».

В этом же году он покупает загородный дом в графстве Сассекс (Англия), где остается до конца жизни. Здесь он пишет свои знаменитые книги «Эльф с Холма Простаково» и «Награды и феи».

В 1907 г. Р. Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Почитайте стихотворение жужжащим способом.

Там, где законы джунглей,

Мы крови с тобой одной!..

Совет собирать мы будем,

Чтоб дружно всем жить семьей!

Звериному правосудью

Малыш споет в ответ:

Маугли, Маугли, Маугли…

Имя мое теперь…

Маугли, Маугли, Маугли…

Кто я — человек иль зверь?..

Мама моя волчица,

А папа мой Серый Волк,

С медведем теперь учиться,

С пантерой теперь знаком…

Балу и Багира рядом,

Друзья с ними мы навек!

Не страшен Шер-Хан с шакалом,

Но все же я — человек…

Г. Евс

— Прочитаем стихи орфографически, затем орфоэпически (в медленном темпе; скороговоркой).

— Прочитайте выразительно.

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно это стихотворение?

— Что мы узнаем из него? (В нем перечисляются герои произведения.)

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Назовите тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Вчера мы познакомились со сказкой Р. Киплинга. Вы читали ее и отвечали на вопросы учебника. Сегодня мы с вами будем характеризовать героев, пользуясь текстом учебника.

— О каком событии рассказывается в этом произведении?

— Перечислите его героев. Какие они? Найдите их описание в тексте.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Расскажите, как Маугли был принят в стаю.

— Прочитайте план рассказа, данный на с. 110 учебника. Согласны ли вы с ним? Дополните пункты плана.

— Какие особенности волшебных сказок можно увидеть в произведении Р. Киплинга «Маугли»? (Любая волшебная сказка имеет следующие структурные элементы: наличие реального мира, в котором живут герои; запрет и нарушение запрета; уход героя из дома; испытания героя; возвращение домой, вознаграждение.)

— Посмотрите фрагмент мультфильма о Маугли. О чем он?

(Учитель показывает фрагмент по своему усмотрению.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Каким стал Маугли?

— Докажите, что он по-прежнему человек.

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки (можно отрывка из прочитанной сказки).

Автор: Кутявина Светлана Владимировна