Уроки литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Белая уточка»

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения «Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Белая уточка»; учить делить текст на части, пересказывать; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске записана пословица.)

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)

— Назовите знакомые части речи, которые здесь встретились.

(Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)

— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом- разумом смекай да на ус мотай.)

— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)

— Прочитайте быстро.

— Прочитайте пословицу выразительно.

— Как вы понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. Мы можем многое узнать, читая их.)

III. Проверка домашнего задания

— Какие сказки в обработке А. Н. Афанасьева вы прочитали?

— Что вы знаете об этом собирателе русских народных сказок?

— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

IV. Работа по теме урока

Сегодня вы познакомитесь с еще одной русской народной сказкой. Она называется «Белая уточка».

— Подумайте над названием, рассмотрите иллюстрацию на с. 83 учебника. Как вы думаете, о чем эта сказка?

(Учитель читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Радость, тревогу, огорчение и т. д.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Понравилась вам сказка?

— Смысл каких слов и выражений был неясен?

— Как вы поняли, в чем смысл сказки?

— С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя всем доверяться, в мире есть добро и зло.)

— Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте эти строки.

— Вы, наверное, уже поняли, что никто лучше мамы о вас не позаботится. О чем же беспокоилась уточка, о чем просила детей? Зачитайте эти строки.

— Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

— В народе есть пословица «Дети — радость, детки и горе». Как вы ее понимаете? (С непослушными детьми всегда случается что-то плохое.)

— Как в сложной ситуации ведет себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым.)

— Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного глаза и злых сил. Заморыш — особый ребенок.)

— Сердце матери чует беду. Почуяла ее и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала.)

— Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите ее с соответствующим текстом сказки. Прочитайте его выразительно.

— Дайте название иллюстрации. Подберите слова для ее описания. Какие цвета и оттенки использовал художник?

— Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.

— Кто помог уточке в горе? (Князь.)

— Как, с помощью чего он разрушил колдовские чары? Что стало с детьми?

— Наконец семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чем смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

Домашнее задание

Подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Материал для учителя

Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871) — русский литературовед, писатель, родился в Воронежской губернии. Сначала он пошел по стопам отца — судейского чиновника — и поступил на юридический факультет Московского университета. Александр увлекся историей и этнографией (наукой, изучающей происхождение и обычаи разных народов). Постепенно он собрал прекрасную библиотеку.

После окончания университета Александр Николаевич служил в архиве Русского географического общества, редактировал журнал «Библиографические записки». Но главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок — лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более десятка. Он использовал материалы, уже собранные другими учеными. Например, писатель и лексикограф (ученый, изучающий словарный состав языка) В.И. Даль передал ему 150 сказок. Всего же их в сборнике около 640.

С 1855 г. начало выходить первое издание афанасьевского собрания сказок, печаталось оно «выпусками» (небольшими книжками). Во втором издании сказки классифицированы (расположены в определенном порядке): сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Афанасьевская классификация сказок была принята учеными, стала международной и применяется до сих пор.

Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего собрания 88 сказок специально для детей. Они также неоднократно издавались и в нашей стране, и за рубежом.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске запись.)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

— Прочитайте. Откуда эти строчки? (Из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». )

— Прочитайте, начиная читать шепотом, затем усиливайте голос.

— А сейчас наоборот: начиная громко, а потом все тише, закончив чтение шепотом.

— Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой.

— А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали маленьким детям.

III. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации вы нарисовали к сказке «Белая уточка»? (Ученики оформляют выставку.)

— Расставьте их по порядку действия сказки. Что у нас получилось? (Картинный план.)

— Прочитайте выразительно отрывки к каждой иллюстрации. (Учитель проверяет выразительное чтение учащихся.)

— Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки: присказка, троекратные повторы, чудесные превращения, невероятные, фантастические события, сказочные помощники? Расскажите о них. (Примерный ответ. В сказке есть зачин. (Зачитывают.) Есть сказочные герои. Это ведьма. Есть волшебство: княгиня превращается в уточку; живящая и говорящая вода. Значит, это волшебная сказка. Есть троекратный повтор: 3 сына; 3 раза приходила ведьма под дверь. Есть сказочная концовка: стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Перескажите сказку от лица прекрасной княгини. Начните так: «Уехал князь в долгий путь, наказав мне не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными не ватажиться, худых речей не слушать. Но однажды пришла женщина, простая, сердечная…»

(Ученикам дается время на подготовку пересказа.)

VI. Рефлексия

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что получалось хорошо?

— Чему еще надо учиться?

VII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой мы работали?

— К какому виду сказок она относится?

— Можно ли отнести ее к произведениям о семье? Почему? Вспомните содержание сказки и скажите: чему она учит?

Домашнее задание (на выбор)

Сочинить собственную волшебную сказку. Назвать испытания, которые могли бы проходить герои сказки.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна