Конспекты уроков литературного чтения «Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Белая уточка»; учить делить текст на части, пересказывать; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске записана пословица.)
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
— Назовите знакомые части речи, которые здесь встретились.
(Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом- разумом смекай да на ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— Прочитайте быстро.
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. Мы можем многое узнать, читая их.)
III. Проверка домашнего задания
— Какие сказки в обработке А. Н. Афанасьева вы прочитали?
— Что вы знаете об этом собирателе русских народных сказок?
— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.
IV. Работа по теме урока
Сегодня вы познакомитесь с еще одной русской народной сказкой. Она называется «Белая уточка».
— Подумайте над названием, рассмотрите иллюстрацию на с. 83 учебника. Как вы думаете, о чем эта сказка?
(Учитель читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)
— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Радость, тревогу, огорчение и т. д.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Понравилась вам сказка?
— Смысл каких слов и выражений был неясен?
— Как вы поняли, в чем смысл сказки?
— С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя всем доверяться, в мире есть добро и зло.)
— Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте эти строки.
— Вы, наверное, уже поняли, что никто лучше мамы о вас не позаботится. О чем же беспокоилась уточка, о чем просила детей? Зачитайте эти строки.
— Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?
— В народе есть пословица «Дети — радость, детки и горе». Как вы ее понимаете? (С непослушными детьми всегда случается что-то плохое.)
— Как в сложной ситуации ведет себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым.)
— Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного глаза и злых сил. Заморыш — особый ребенок.)
— Сердце матери чует беду. Почуяла ее и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите ее с соответствующим текстом сказки. Прочитайте его выразительно.
— Дайте название иллюстрации. Подберите слова для ее описания. Какие цвета и оттенки использовал художник?
— Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.
— Кто помог уточке в горе? (Князь.)
— Как, с помощью чего он разрушил колдовские чары? Что стало с детьми?
— Наконец семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чем смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании?
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду сказок она относится?
— Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.
Домашнее задание
Подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Материал для учителя
Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871) — русский литературовед, писатель, родился в Воронежской губернии. Сначала он пошел по стопам отца — судейского чиновника — и поступил на юридический факультет Московского университета. Александр увлекся историей и этнографией (наукой, изучающей происхождение и обычаи разных народов). Постепенно он собрал прекрасную библиотеку.
После окончания университета Александр Николаевич служил в архиве Русского географического общества, редактировал журнал «Библиографические записки». Но главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок — лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более десятка. Он использовал материалы, уже собранные другими учеными. Например, писатель и лексикограф (ученый, изучающий словарный состав языка) В.И. Даль передал ему 150 сказок. Всего же их в сборнике около 640.
С 1855 г. начало выходить первое издание афанасьевского собрания сказок, печаталось оно «выпусками» (небольшими книжками). Во втором издании сказки классифицированы (расположены в определенном порядке): сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Афанасьевская классификация сказок была принята учеными, стала международной и применяется до сих пор.
Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.
Афанасьев отобрал из своего собрания 88 сказок специально для детей. Они также неоднократно издавались и в нашей стране, и за рубежом.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске запись.)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
— Прочитайте. Откуда эти строчки? (Из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». )
— Прочитайте, начиная читать шепотом, затем усиливайте голос.
— А сейчас наоборот: начиная громко, а потом все тише, закончив чтение шепотом.
— Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой.
— А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали маленьким детям.
III. Проверка домашнего задания
— Какие иллюстрации вы нарисовали к сказке «Белая уточка»? (Ученики оформляют выставку.)
— Расставьте их по порядку действия сказки. Что у нас получилось? (Картинный план.)
— Прочитайте выразительно отрывки к каждой иллюстрации. (Учитель проверяет выразительное чтение учащихся.)
— Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки: присказка, троекратные повторы, чудесные превращения, невероятные, фантастические события, сказочные помощники? Расскажите о них. (Примерный ответ. В сказке есть зачин. (Зачитывают.) Есть сказочные герои. Это ведьма. Есть волшебство: княгиня превращается в уточку; живящая и говорящая вода. Значит, это волшебная сказка. Есть троекратный повтор: 3 сына; 3 раза приходила ведьма под дверь. Есть сказочная концовка: стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Перескажите сказку от лица прекрасной княгини. Начните так: «Уехал князь в долгий путь, наказав мне не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными не ватажиться, худых речей не слушать. Но однажды пришла женщина, простая, сердечная…»
(Ученикам дается время на подготовку пересказа.)
VI. Рефлексия
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что получалось хорошо?
— Чему еще надо учиться?
VII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой мы работали?
— К какому виду сказок она относится?
— Можно ли отнести ее к произведениям о семье? Почему? Вспомните содержание сказки и скажите: чему она учит?
Домашнее задание (на выбор)
Сочинить собственную волшебную сказку. Назвать испытания, которые могли бы проходить герои сказки.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна