Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Лермонтов. Стихи

Поделиться:

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить сравнивать произведения литературы и живописи; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука, аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

 

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

М. Ю. Лермонтов

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Знаете, кто написал это стихотворение?

— Расставьте буквы в определенном порядке и прочитайте имя автора. (Лермонтов Михаил Юрьевич.)

ВОТНОМРЕЛ ЛИАХИМ ЧИВЕЬРЮ

— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы его произведения?

— Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)

— Определите тему и пели урока. (Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.)

— Откройте учебник на с. 100—101. Рассмотрите этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе?

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о писателе.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841) родился в Москве. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Е.А. Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных разногласий. После ранней смерти матери (в 1817 г. в возрасте 21 года) ребенка взяла к себе бабушка, Е.А. Арсеньева, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера-француза, у него была бонна-немка и позднее — преподаватель-англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 г. бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в раннем творчестве.

В 1827 г. он зачисляется в 4 класс Московского университета, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А. Жуковский,

А.С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев и другие. Лермонтов получает гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

Когда по окончании юнкерской школы он впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был удивительно одарен музыкально, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов. Среди них была Елизавета Сергеевна Шашина (1805—1903) — певица, занявшаяся сочинением музыки после потери голоса. Благодаря ей романс «Выхожу один я на дорогу» стал популярным.

В наши дни песня звучит в исполнении знаменитых оперных и эстрадных певцов. Незабываемое впечатление производит исполнение Анны Герман. Ее сладкий голос льется, как звездный свет. Послушаем и мы этот романс.

(Звучит аудиозапись романса.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове на с. 100—101 учебника. Читают хорошо читающие ученики. Работа в паре.)

— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.

— Проверим, что вы запомнили о поэте. Ответьте на мои вопросы.

1. Как звали маленького Лермонтова? (Мишель.)

2. Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)

3. Кто воспитывал будущего поэта и писателя? (Бабушка.)

4. Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)

5. Когда Россия открыла стихи великого поэта — молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда все оплакивали гибель великого поэта Пушкина.)

6. Как назывались эти стихи? («На смерть Поэта».)

7. Сколько лет прожил М.Ю. Лермонтов? (Двадцать семь.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

— С каким писателем познакомились на уроке?

— Что нового узнали о нем?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Ребята, расскажите, что вы узнали о Михаиле Юрьевиче. Какие сообщения подготовили?

III. Работа по теме урока

(Работа над стихотворением «Горные вершины…».)

— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание горные вершины?

Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием. Это произведение — перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

— Прочитайте стихотворение «Горные вершины…». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

(Самостоятельная работа детей.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало так хорошо, спокойно.)

— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.)

— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)

— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)

— Найдите рифмующиеся слова.

— Как надо читать это стихотворение? (Медленно.)

— Почему?

— Ребята, а какие средства художественной выразительности поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение.)

— Найдите их в этом стихотворении. (Олицетворение: вершины спят.)

— Какую музыку — печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины…»? (Ответы детей.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения?

— Какие картины вы видите? Расскажите.

— Какие слова помогают нашему воображению? (Чтение стихотворения.)

— Перечитайте стихи, прислушайтесь к их звучанию. Какой темп чтения поможет отразить содержание?

— Почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей не)

— Я уже вам говорила, что стихотворение Михаила Юрьевича является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гете. Подумайте, почему так много глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?

— Прочитайте прозаический перевод стихотворения и один из вариантов перевода поэта В. Брюсова.

(Чтение текстов учащимися.)

— Обсудите с другом, в чем вы видите различие.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке?

— Понравились ли вам его стихотворения?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию выучить наизусть. Сделать к ним иллюстрации.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение (или чтение наизусть) стихотворения М.Ю. Лермонтова.)

— Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.

III. Работа по теме урока

— Чьи произведения мы изучали с вами на последних уроках? (Михаила Юрьевича Лермонтова.)

— Как вы думаете, почему именно это имя звучит на наших уроках?

Верно, мы изучаем раздел «Великие русские писатели». К ним относится и Михаил Юрьевич.

— Прочитайте тему урока. Понятны ли вам эти слова?

— Определите задачи урока.

— Где мы можем найти ответы на наши вопросы по уроку? (В учебнике, в Интернете, от учителя, из справочников.)

(Знакомство с художественным творчеством М.Ю. Лермонтова.)

— Ребята, откройте учебник на с. 103. Рассмотрите рисунок. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? (Ответы детей.)

Лермонтов был очень одаренным человеком. Помимо высокого поэтического дара и природной музыкальности, он был наделен большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьезно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим художником.

Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.

Почти все самые лучшие картины, рисунки, акварели поэта отражают зародившуюся в детстве любовь к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привез из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, сделанных «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращении с Кавказа талант Лермонтова как живописца раскрылся в полной мере. На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точно передают детали.

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе. Так появилась еще одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Работа над стихотворением «Дары Терека». Вступительная беседа.)

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?

Терек — река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки означает «быстрая вода». Длина 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.

(Прослушивание чтения стихотворения актером в аудиозаписи. Анализ стихотворения.)

— Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

— Объясните значение выражения утесистые громады. (Горы, скалы.)

— Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.)

— Как понимаете выражения буре плач его подобен, слезы брызгами летят? (Грохот падающей воды, как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны, как слезы.)

— Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — такать может только человек.)

— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.)

— Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)

— Что означает слово лукавый! (Хитрый. Терек притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)

— Прочитайте последние восемь строк. С кем сравниваются облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью, — это олицетворение.)

(Самостоятельное чтение стихотворения. Подготовка к чтению в классе. Выразительное чтение.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до нас автор?

— Ребята, в учебнике стихотворение дано в сокращенном варианте. Можете найти его и прочитать.

Домашнее задание

Найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.

— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

(Расстановка логических ударений.)

— Прочитайте в разговорном темпе.

— Прочитайте в ускоренном темпе.

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока.

— Определите его задачи.

— Рассмотрите картину М.Ю. Лермонтова «Крестовая гора».

— Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину. Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.)

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 г. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме другу С. Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение и обсуждение стихотворения «Утес».)

— Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю. Лермонтова, которое называется «Утес».

— Вспомните, что такое утес. (Это высокая скала.)

(Чтение стихотворения учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного? (Стало грустно, печально. Утес стоит одиноко и плачет.)

— Сравните два произведения Лермонтова: «Крестовая гора» и «Утес». Рассмотрите их внимательно еще раз, чтобы выполнить это задание. (В этих произведениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.)

— Прочитайте стихотворение «Утес» про себя.

— Какие два образа запомнились вам? (Образ легкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утес. Одинокий утес, мрачный, старый.)

— Тучку поэт изображает как живую. Докажите. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

— После посещения тучки как чувствовал себя утес? (Ему стало хуже. Его тоска и одиночество усилились.)

Да, тучка не могла понять утеса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утес.

— В чем же особенность стихотворения? (Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— С какими произведениями познакомились?

Домашнее задание

Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть.

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Сейчас послушаем стихи М.Ю. Лермонтова, которые вы подготовили к уроку.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворные строки.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

 

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах.

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

 

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных.

Это матушка Москва!..

Ф.Н. Глинка

— Понравились вам эти строчки? Чем они вас тронули?

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Песнь про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова».)

— Что вы из него узнали? (Мы будем читать песнь. Названы герои произведения.)

— Что такое песнь? (Поэтическое произведение эпического или героического характера.)

(Подготовка к чтению произведения. Словарная работа. Прогнозирование содержания текста.)

— Предположите, о чем это произведение. Рассмотрите иллюстрации, еще раз прочитайте название. (Ответы детей.)

— Объясните значение слов.

Сажень — русская мера длины, равная 2 м 134 см.

Опричник — человек, служивший в специальных войсках.

Опричнина — так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана IV Грозного против оппозиционного боярства.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Можно использовать аудиозапись.)

— Каковы ваши впечатления от прочитанного? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какую картину вы представили во время чтения?

— Как в Москве развлекались в старину? Где проходили бои?

— Как выглядела Москва в те времена? Найдите эти строки. Каким был тогда Кремль?

— Перечитайте текст.

— Как приветствовал царя и народ купец Калашников?

— Как выглядели бойцы? Опишите их.

— Сравните «Песнь…» с былиной.

— Рассмотрите иллюстрации. Найдите к ним соответствующие отрывки из текста.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Как вы думаете, почему это произведение называется песнь!

— Что сближает это произведение с народным творчеством? Обратите внимание на постоянные эпитеты, которые есть в сказках и песнях. Найдите их.

Леса …, тучи …, заря …, кудри …, молодцы ….

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение произведения.

Ход урока 6

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение произведения М.Ю. Лермонтова «Песнь…».)

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 110—111. Рассмотрите их внимательно.

— Определите тему урока. (Знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино».)

— Какие задачи поставим сегодня перед собой? (Прогнозирование содержания текста.)

— Можете ли вы по названию произведения определить, о чем оно?

— Что вы знаете о Бородинском сражении?

(Чтение произведения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении этого отрывка?

IV. Физкультминутка

V, Продолжение работы по теме урока

(Чтение отрывка учащимися.)

— Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы движения.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам,

Да. жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

— Как вы понимаете эти слова рассказчика? {Примерный ответ. «Быть хватом» — значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник, верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя глубокая печаль, когда он вспоминает о гибели полковника.)

— Объясните значение слова булат.

Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной твердости.

Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием.

— «И молвил он, сверкнув очами…» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение? (Молвил, очами.)

— Найдите описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!»). С помощью каких частей речи передаются стремительное движение, звуки боя? Назовите их.

— Как вы думаете, почему автор пишет: «…рука бойцов колоть устала…», а не «руки бойцов колоть устали»?

— С помощью каких слов автор передает грохот боя? («И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел» (роль звука [р]).)

— Подберите синоним к глаголу изведал.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

— Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, задень и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы хорошо узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово «наш» объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.

— Прочитайте предпоследнюю строфу.

— К чему были готовы русские воины?

— Что означают слова: «Вот затрещали барабаны //И отступили басурманы»? (Басурманы — враги. В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.)

— Чем завершается стихотворение?

— С этих же строчек автор начинает свое произведение. Как вы думаете, почему автор повторяет строфу, которая уже звучала? (Примерный ответ. Воин жалеет о гибели многих русских людей, считая, что там, в прошлом, были богатыри, здесь, в современности — мелкие люди, не способные к подвигам. После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.)

(Выразительное чтение произведения.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор?

— О чем это стихотворение?

— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

— Каким чувством проникнуто произведение? (Чувством любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.)

Россия — наша родина, наш дом, и наша задача — оберегать ее, заботиться о ее процветании, чтобы наши дети и дети наших детей жили в счастливой стране.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения (найти и прочитать его целиком). Найти и принести материал о Л.H. Толстом.

Автор: Кутявина С. В.