Конспекты уроков литературного чтения, 4 класс. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого с отрывками из произведения Л.Н. Толстого «Детство»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, понимание главной мысли, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев произведения, понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, диафильм «Детство Льва Толстого» (можно найти в Интернете).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворения «Бородино».)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Добрые умирают, да дела их живут.
• Добрый человек всегда правдой живет.
• Мудрым никто не родился, а научился.
• Учение образует ум, воспитание — нравы.
— Расшифруйте, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.)
LЛGEWB SHIVKOWЛSAEGBSLИЧI WTSOLЛSCTVOЙSV
— Как вы считаете, как имя Льва Николаевича Толстого может быть связано с этими пословицами? (Предположения учащихся.)
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?
IV. Работа по теме урока
— Ребята, мы сейчас работали с пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Рассмотрите фотографии, данные в учебнике на с. 112, вспомните все, что вы знаете о Толстом, расскажите. (Ответы детей.)
— Посмотрим диафильм «Детство Льва Толстого».
— Итак, подведем итог. Что нового вы узнали об этом писателе?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Выполните задание на с. 71 творческой тетради. Запишите названия рассказов Льва Николаевича, которые вы читали.
(Самостоятельная работа обучающихся. Затем проводится проверка выполненной работы.)
— Используя полученные знания на уроке, дополните предложения.
• Лев Николаевич Толстой родился… (в 1828 г.), а умер… (в 1910г.).
• Всю свою жизнь он посвятил… (литературе).
• Полное собрание сочинений составляет… (90 томов).
• Родился и жил он в основном в… (Ясной Поляне).
• Там он открыл… (школу для крестьянских детей).
• Он сам написал для них… (учебник).
• Лев Николаевич рано остался без… (родителей).
• В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени — … (в Казанский).
• Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к… (иностранным языкам), занимался… (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал).
Всю свою жизнь Толстой пополнял знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?
Домашнее задание
Читать произведения Л.Н. Толстого.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие произведения Л.Н. Толстого вы читаете или прочитали? Расскажите о них.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Берегите матерей».
Хлынул дождь — и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
— Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама — это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать — весь мир, и рощи, и поля».
Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома — голос твой, природа.
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»
Р. Гамзатов
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. («Детство».)
— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?
Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии JI.H. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Трилогия — это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.
(Чтение рассказа «Маman» учителем.)
— Ваши впечатления?
— Кто герой этого произведения? (Описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.)
(Словарная работа.)
— В тексте вам встретились непонятные слова. Попробуйте объяснить их.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Повторное чтение текста по частям с анализом.)
— Какое событие описывает Л.H. Толстой?
— Назовите действующих лиц.
— Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.
— «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Объясните эту мысль. Согласны ли вы с этими словами?
— Как вы понимаете выражение воскресить в воображении черты любимого существа?
— Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Перечитайте нужный отрывок. Что сказано в нем о чертах ее лица?
(Творческая работа.)
— Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. А с кем вы делитесь своими радостями и печалями? (Ответы детей.)
— Составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке.
(Дети рассказывают о маме.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Прочитаем еще раз стихотворение Р. Гамзатова.
— К чему призывает нас автор? (Он призывает нас беречь своих матерей.)
Сегодня мы прочитали замечательный отрывок из произведения Льва Николаевича. Его герой — Николенька — был таким же ребенком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, потому что не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прошения, если кого-то обидели. Берегите своих близких, заботьтесь о них.
Домашнее задание
Написать небольшое сочинение о маме. Читать произведения Л. Н. Толстого.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои небольшие сочинения о маме.
III. Работа по теме урока
— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам.
• «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».)
• «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».)
• «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».)
• «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».)
• «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)
• «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)
• «Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)
• «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».)
• «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)
— Какие еще произведения знаете и помните?
— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
(Знакомство с текстом главы «Ивины».)
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете, о чем этот текст? (Прогнозирование содержания текста.)
(Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.)
— Какие чувства вы испытали во время чтения?
— Какие слова и выражения были непонятны?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Характеристика героев произведения.)
— Пользуясь текстом, ответьте на вопросы.
— Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Повествование ведется от имени мальчика, от имени автора.)
— Дайте его характеристику. (Главный герой, Николенька Иртеньев, рассказывает о происходящих событиях. Он очень близок самому автору.)
Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» — это тоже дневник, поскольку в нем рассказывается о жизни мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому.
— Какие важные черты характера имеет его герой? (Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.)
— К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему? (К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.)
— Что особенно привлекло Николеньку в Сергее? (Сергеи отличался находчивостью, организаторскими способностями, смелостью. Именно таким видел Николенька Сергея.)
— Какое событие позволило Николеньке посмотреть на своего приятеля по-другому? (Когда в гости пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко. Николенька даже и не подумал в тот момент, что ребята вместе с ним обижают слабого человека. Осознал он это позже.)
— Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа? (Они и не предполагали, что Сергей может быть неправ, да и сами были увлечены игрой.)
— Какова была реакция детей на то, что сделал Сергей по отношению к Иленьке? (Дети чего-то боялись. Может быть, сами не хотели оказаться в смешном положении, поддерживая Иленьку, сочувствуя ему.)
— Какое впечатление произвел на вас Сергей в начале произведения?
— Изменилось ли ваше отношение к нему? Почему это произошло?
— Как вы думаете, почему Иленька Грап не мог противостоять натиску и нападкам на него со стороны мальчиков?
— Как главный герой и автор относятся к нему? А вы?
Последние три абзаца — особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение — это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.
— Как герой-рассказчик оценивает свое поведение? Изменил ли он свое отношение к Сергею? (В повести сказано: «Я с участием посмотрел на бедняжку…» Николеньке было жаль мальчика. Он первым спросил Сергея о том, зачем тот это сделал. Но, когда Сергей сказал о своей больной ноге, Николенька вмиг изменил свое мнение. Он стал оправдывать Сергея и осуждать Иленьку за плаксивость.)
— Объясните смысл двух последних абзацев повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор?
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?
— В чем смысл прочитанного произведения?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста Л.Н. Толстого.